Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №74/2005

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
ТОТ, КТО ЗНАЕТ БОЛЬШЕ НАС 

Из выступления директора Института психологии
им. Л.С. Выготского
Елены КРАВЦОВОЙ «Роль семьи в развитии игры»

Играем по-настоящему

Оказывается, самым надежным критерием благополучия семьи для ученых является именно это умение ребенка

Малыш упорно стучит кубиком по ножке стула. Подходит мать, чтобы отобрать игрушку. А потом вдруг говорит: “Ты молодец! Ты, как папа, молотком гвоздик забиваешь”. Малыш поднимает голову, на секунду замирает и расплывается в улыбке. Он понял – и вспыхнула игра. Однообразный стук сменяется несколькими четкими ударами и прекращается. Он забил гвоздик, он как папа! Малыш учится играть, но одновременно осваивает папины навыки.
Создавать условия для игровой деятельности – одна из важнейших задач семьи. Но понимаем ли мы, что будущие успехи и разочарования наших детей зависят и от того, смогла ли семья научить ребенка игре?
Увы, игра сейчас... не приветствуется, что ли?
Ребенок тихонько сидит над игрушками, обдумывает какой-то сюжет. “Ты что делаешь?” – сразу начинаем волноваться мы. И он, как пойманный на чем-то нехорошем, сразу ручки за спину: “Нет, я ничего, я сейчас за уроки сяду...”
Именно семья учит игре, незаметно и постоянно. Образовательным учреждениям, как показывает опыт, по-настоящему научить игровой деятельности не удается. Каждому ребенку для нормального развития необходимо прожить все возрастные стадии игры. Малыш в игре осваивает окружающий его предметный мир. Школьника семья учит использовать игру для обучения. Подростки в игре учатся анализировать собственные переживания и новые для взрослеющего человека ситуации. В юности человек играет “в самого себя”, воображая себя в необыкновенных, рискованных, трагических или комических обстоятельствах.
Чтобы игра реализовалась, взрослому человеку бывает необходимо в нее включиться. Тут хочется вспомнить замечательный опыт домашнего театра, который был распространен в интеллигентных семьях сто лет назад. Но домашний театр требует времени и душевных сил от взрослых и детей. А детям, как и взрослым, сегодня некогда: школа, курсы, секции, факультативы... Но они не могут заменить игру, необходимую для душевного здоровья и полноценного развития ребенка. В последние 5–7 лет замечено, что дети перестают играть даже в “дочки-матери”.
Мы спешим научить детей читать, но вот проблема: читать-то научили, а они не читают, не любят. А если в семье была полноценная игра, они не только полюбят чтение, но и научатся душевно откликаться на прочитанное.
Сейчас возникли неизвестные никогда прежде игры – игры без душевного участия. Ребенок вроде бы играет, но не может реализоваться в игре. Это компьютерные игры, требующие многократного повторения одних и тех же действий, но не имеющие отношения к интересам ребенка. А ведь по-настоящему играют в то, что интересно, что внутренне затронуло, что хочется еще раз пережить в игре.
Когда исследователи пытаются выяснить, какую семью можно назвать действительно благополучной, то формальные критерии (богатая – бедная, полная – неполная) часто не работают. Но есть очень надежный критерий – была ли в семье полноценная игра? Если да, то эта семья точно благополучная!
Игровые навыки пригодятся всегда, везде, при всех режимах и при любых задачах. Но если родители сами не умеют играть? Вот еще одна сегодняшняя проблема, которую необходимо решать. Если мы научим матерей полноценно играть с детьми, мы сделаем великое дело. Даже более великое, чем сами думаем.

По материалам Второй всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru