Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №74/2005

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ТЕОРЕМА СОЦИУМА 
 

Ирина ПРУСС

Колонка редактора

Ирина ПРУСС Я помню, как в детстве играла в жмурки – ну, играла и играла, ничего особенного. Визжала, конечно, когда ведущий хватал за руку или за подол; хихикала, чтобы обозначить свое присутствие, как того требовали правила игры. Но не было того сладкого ужаса, который, очевидно, испытывали некогда наши предки, заигрывая со смертью. Даже завидно.
Детям вообще обычно достаются объедки культуры взрослых, прежде наполненной особым смыслом, но почему-либо его утратившей. Так получилось, например, со сказками. Наши современники верят в их чудодейственные свойства по части нравоучений и оптимизма: ну как же – Добро всегда побеждает Зло, порок наказан, и ребенок может наглядно в этом убедиться. На самом деле любимые герои сказок обманывают, используют слабости и умения других себе на пользу, добиваются своего совсем неправедными путями. Смысл всех этих сюжетов скрыт от нас за семью печатями, запечатавшими ход в зачарованный мир далеких времен, где сказки были литературой для взрослых – со своими плутовскими романами, любовными историями и захватывающими перипетиями сюжетов, скрывающих в себе не нравоучение, а сакральный код к расшифровке великих тайн бытия. Игры же там были захватывающим действом на грани миров, и детей в них, наверное, не допускали вовсе, как в ритуалы, определявшие судьбу всего сообщества на обозримый период.
Все это ушло, но потребность в заигрывании с судьбой, в проигрывании разных вариантов жизни, в трепете азарта на грани вероятного и невероятного осталась. И бескорыстие подлинного ученого, не слишком озабоченного величиной материального вознаграждения, кажущееся: не менее, а может, гораздо более, чем есть, пить и гордиться перед соседом маркой автомобиля, ему нужна игра ума, захватившая его полностью, без остатка, и не знает творческий человек перерывов на обед, не слышит звонка, кладущего конец рабочему дню, – игры ума не терпят регламентации и не кончаются практически никогда.
Можно азартную дрожь от встречи с неизвестным, до которого ты, лично ты, вот-вот коснешься первым на планете, испытать в науке, в искусстве, создавая новое блюдо или новое платье, а можно, оказывается, просто нажимая на кнопки компьютера. И сколько бы педагоги и работодатели ни сопротивлялись этому новому повальному увлечению подростков и взрослых, единственное, чего они реально могут добиться в этом бесплодном противостоянии, – это ограничить время, ему уделяемое. Возможно, О.Балла слишком восторженно относится к эпидемии компьютерных игр, пока не сильно поднявшихся над примитивными стрелялками-догонялками; возможно, виртуальная активность не так легко перерождается в активность реальную, как этого бы нам хотелось, но факт остается фактом: эти игры при всем желании невозможно отменить, а потому неплохо было бы понять их притягательность.
Игра неистребима в принципе. Иногда из нее рождается принципиально новая область математики (и ее так и назовут: теория игр, имея в виду карточные игры, столько семей в истории человечества обездолившие, столько людей погубившие). Иногда ничего видимо полезного и материально или интеллектуально ощутимого из них не происходит, но это и не обязательно для игры. Игра сама в себе содержит цель и не нуждается во внешних стимулах.
Вместо того чтобы злиться на детей, мужей, на себя самих за пристрастие к игре в любом ее виде, придумайте себе игру, которая могла бы вас захватить. Или хотя бы задумайтесь, почему она так неустранима, так притягательна, так необходима…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru