Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №72/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ

Зачем нам культ масскульта?
Стандарты в искусстве уничтожают художественную культуру

9.jpg (23231 bytes)

«Гвоздь» московского «биеннале-2005» – восковая муляжная фигура Льва Толстого в витрине за письменным столом, по которому гуляют живые куры, гадя на стол и на фигуру.
Кто-то приходит в ужас, кто-то видит в подобных шоу свободу творчества, наконец-то обретенную Россией и приобщающую нас к мировой художественной культуре. К какой культуре? В этом, безусловно, следует разобраться.
Ликвидация всех «железных занавесов» и выход России на мировую арену явились нелегким испытанием, в том числе и для официальных структур, спутали многие понятия. Диктат рынка оказался не легче идеологической цензуры советского времени. Чтобы выжить в современном мире, мы должны быть конкурентоспособными на мировом рынке, наши товары и услуги обязаны соответствовать мировым стандартам. Всё правильно, пока речь идет о технике, промышленном производстве, сфере обслуживания и т.п. Но иные ретивые деятели, в том числе, как ни странно, чиновники из Министерств культуры и образования, торопятся перенести те же принципы на художественную культуру, на искусство. Русское искусство, видите ли, должно быть конкурентоспособно на мировом художественном рынке! Национальные традиции, вкусы, эстетические понятия – всё это нечто «маргинальное», интересное только в нашей «сельской местности». Чтобы продаваться, надо соответствовать мировым стандартам!
Пора сказать наконец четко и определенно: мировые стандарты в художественной культуре и в искусстве – фикция. Стандарты в искусстве граничат с уничтожением всякой художественной культуры, концом всякого искусства. Искусство – не товар. Да, Пушкин сказал: «Не продается вдохновенье, / Но можно рукопись продать». Но заметьте: продается рукопись, а не вдохновенье! Искусство – это прежде всего «вдохновенье», душа народа, воплощение его национальных традиций, веры, истории, природы, языка, единственных и неповторимых. Это душа и образ автора – творца произведения искусства, воплощение его индивидуального человеческого «я»! Художественная культура каждого народа интересна именно своей неповторимостью, ею и входит в мировую культуру, обогащает ее. Массовая культура, всеобщая и ничья, ведет к обезличиванию, утрате всякой национальной и человеческой индивидуальности, а в итоге – к крайнему занижению художественного качества, в конечном счете – к полной его потере.
Поинтересуйтесь, какие «мультики» крутят по утрам по телевизору. Лишенные всякого вдохновения, состряпанные холодным «компьютерным» способом с использованием одних и тех же готовых «программ», они неразличимы – сделаны ли в Японии или в США. Одни и те же примитивные уродцы-персонажи, один и тот же крайне низкий уровень профессионализма – словно не было в мире ни «Белоснежки», ни «Бемби», ни «Ежика в тумане»...
Не поленитесь, просмотрите и прослушайте ежегодный концерт-конкурс европейской песни! Отличить солиста или ансамбль Португалии от солиста или ансамбля Эстонии можно только по государственному флагу, появляющемуся в это время на экране телевизора. Одинаково бессмысленные тексты, исполненные на одинаково плохом английском языке; одинаково примитивное музыкальное сопровождение; одинаковые типовые движения исполнителей и танцевальных групп, сопровождающих выступление солиста метанием по сцене раскоряченных полуголых фигур.
Совершенно ясно: к такому конкурсу заведомо не допустят никаких новых Эдит Пиаф и Азнавура, Окуджаву и Дунаевского. «Знатоки» презрительно уличат меня в невежестве: это же совсем другой жанр! Да, не спорю. Совершенно другой жанр: не песни народов Европы, а безликая общемировая попса. Индивидуальные талантливые исполнители здесь не нужны, как не нужны яркие музыкальные открытия. Нужен бойкий композитор, способный слепить из готовых ритмов и расхожих музыкальных блоков нечто песнеподобное; нужна пара «Тату» с их скандальной славой будто бы лесбиянок, натасканных и раскрученных ловкими имиджмейкерами.
Охотно допускаю, что таких «Тату» можно дорого продать на мировом рынке. Вероятно, найдутся покупатели и на обгаженного Толстого, и на милицейско-криминальную «Волшебную флейту». Раскрученные звезды в ореоле скандалов, сплетен, крикливой рекламы и впрямь способны принести нашему Министерству культуры такой доход, какого не принесет подлинный оригинальный талант, требующий не раскрутки, а понимания. Но не слишком ли дорогой ценой расплачивается человечество за чьи-то сногсшибательные доходы?
Масскульт не только портит вкус – человек, чьи глаза были с детства настроены на компьютерные «мультики», а уши – на попсу, вряд ли окажется способным воспринимать что-либо иное. Но масскульт идет куда дальше: он убивает всякое уважение к таланту, профессиональному мастерству, сводит величайшее проявление человеческого духа – Искусство – до уровня пустого развлекательного шоу, столь же общедоступного и безвкусного, как гамбургер, какой можно заглотать на ходу в «Макдоналдсе» – и в Австралии, и в Гренландии, и в Южной Америке. Более того: человек, настроенный на общемировую попсу, теряет всякое чувство чего-либо своего, личного, святого для своего народа. О какой любви к Родине, к ее традициям, к ее культуре можно тут говорить, о какой национальной идее? Надо всем можно поглумиться, всё позволительно обгадить, унизить, убить, продать – Моцарта, Толстого.
Что дальше?

Мария ЧЕГОДАЕВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru