Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №72/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА

В этом году начался массовый переход школ на предпрофильную подготовку, что предполагает, в частности, внедрение новой для большинства российских школ системы оценивания – портфолио, или папки учебных достижений. В последние годы этот метод стал весьма популярен в западных странах, где он рассматривается не только как эффективный способ оценивания достижений ученика, но и как способ развития его способностей.
Однако, похоже, мы, как всегда, пытаемся быть оригинальными.

Пятнадцать ловушек на пути раскрытия способностей
Авторы российской версии портфолио – о типичных ошибках при использовании этой технологии

Помогать, но не делать вместо…

Ошибка № 1. Нарушение принципа добровольности при формировании портфолио.
При сборе официальных документов, творческих работ, самоотчетов о социальной практике и в конечном счете при оформлении состава портфолио родители и педагоги пытаются включить в него те или иные материалы… без учета мнения самого ребенка. Взрослые опираются лишь на свои предпочтения и свое мнение о способностях и интересах ребенка. Это объясняется привычкой взрослых считать, что они лучше самого ребенка знают, что ему нужно, и их желанием сделать информацию о ребенке более «объективной» и «объемной». Но школьник должен сам лично решить, какие именно документы и материалы он помещает в папку своих достижений. Ни в коем случае нельзя принудительно, без согласия самого ребенка включать те или иные материалы в его портфолио – особенно на финальной стадии, когда ребенок предъявляет собранные документы при поступлении в профильный класс.

Ошибка № 2. Сбор материалов
взрослыми, а не ребенком.
Распространенный случай, когда сбором документов и материалов для портфолио занимается не сам ребенок, а его родители или другие родственники «по его поручению» или даже «по его требованию». Определенная помощь и поддержка взрослых при сборе и оформлении портфолио, разумеется, нужна, но ни в коем случае не следует полностью подменять ребенка в этом процессе. Очень важно, чтобы ребенок сам приложил определенные усилия, поскольку при этом происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. Тогда и выбор профиля дальнейшего обучения становится более осознанным. Кроме того, он начинает более серьезно и вдумчиво относиться к своим занятиям, увлечениям, к своему свободному времени.

Ошибка № 3. Отказ от всякой помощи ребенку при формировании портфолио.
Мол, процесс формирования портфолио – сугубо личное дело самого ребенка, и не следует вмешиваться в этот процесс: «Он уже большой, вот пусть и проявляет самостоятельность на деле». Разумеется, ребенок должен работать над материалами своего портфолио самостоятельно, однако это не значит, что взрослые должны самоустраняться из процесса. Помощь может состоять, например, в том, чтобы просто время от времени напоминать ребенку о необходимости сбора и систематизации материалов. Или в том, чтобы попробовать вместе с ребенком обсудить различные способы демонстрации своих достижений – например, посоветовать ему подготовиться и выступить с докладом или сообщением на школьной научной конференции, включиться в интересный социальный проект и т.д. Иными словами, следует всячески стимулировать собственную активность школьника. Не направлять его в ту или иную сторону, а открывать ему разные возможности для самореализации. И оказывать при этом необходимую психологическую и практическую поддержку.

Что собирать?

Ошибка № 1. Неиспользование возможностей системы дополнительного и профессионального образования, общественных организаций и т.д.
Часто бывает так, что при сборе портфолио игнорируется деятельность ребенка в учреждениях дополнительного и профессионального образования и в различного рода общественных организациях. К сожалению, многие взрослые не склонны рассматривать успехи ребенка в спортивной секции или музыкальной школе, художественной студии или фотокружке как то, что позволяет сделать более осознанный выбор профиля дальнейшего обучения.
Нужно научиться видеть ценность внешкольных увлечений ребенка и разных форм дополнительного образования. Это позволяет выйти за пределы узкого круга тех олимпиад, конкурсов и викторин, которые предлагаются самими школами и в которых принимает участие далеко не каждый ученик.

Ошибка № 2. Формальный подход к портфолио – «соревнование за количество».
Другая опасность возникает, когда начинается соревнование за максимальное количество документов и материалов, помещаемых в презентационную папку ученика. Следует помнить, что главное в технологии портфолио – помочь ученику и учителям разобраться в том, каковы истинные интересы и возможности ученика, а вовсе не в том, чтобы создать формально увесистую папку документов. Следует более тщательно подходить к отбору документов и материалов для портфолио. Ученик должен отдавать себе отчет в том, с какой целью он помещает в папку портфолио тот или иной документ: помогает ли это сделать верный и осознанный выбор профиля дальнейшего обучения?
Ошибка № 3. Собираем только документы «с печатями».
Часто случается так, что авторы-составители портфолио считают, что собирать следует только официальные документы «с печатями» (дипломы, сертификаты, свидетельства, удостоверения и т.д.), которые выдаются официальными органами образования, культуры, физкультуры и спорта. При этом игнорируются творческие работы, самоотчеты, отзывы, рекомендательные письма и т.д. Но сама суть идеи портфолио заключается в том, чтобы помочь школьнику осознать необходимость получения разнообразной и разносторонней информации о своей деятельности. Главное – способность школьника продемонстрировать свои возможности и достижения с разных сторон. Выбранная самим школьником творческая работа или самоотчет могут быть не менее значимыми, чем официальный документ с печатью.

Ошибка № 4. Превращение портфолио в архив всех прошлых достижений ребенка.
Понятно желание школьников и родителей включить в портфолио все имеющиеся у них документы и материалы, начиная с похвального листа за успехи в 1 классе. Однако идея портфолио состоит в том, чтобы из всех имеющихся на руках ребенка материалов отобрать те, которые позволят ребенку и педагогам с максимальной эффективностью определиться при выборе профиля, помогут сделать этот выбор более осознанным.

Ошибка № 5. Сбор материалов только последнего времени.
Другая крайность – это когда школьник собирает документы и материалы исключительно за 9 класс или даже за последние месяцы девятого класса. Понятно, что так проще. Но точнее ли, когда речь идет о сложном механизме выбора профильного обучения? Только в том случае, если в портфолио собрана информация об успехах и достижениях ребенка за несколько лет, у него и его педагогов появляется реальная возможность оценить динамику его успехов и интересов, сделать качественный и достоверный прогноз относительно подходящего этому ребенку профиля обучения.

Псевдопортфолио

Ошибка № 1. Когда вместо портфолио – «зачетная книжка».
Это довольно распространенное «рацпредложение», вводимое в некоторых школах, а то и в целых регионах: издается своего рода «зачетная книжка», одинаковая для всех детей. Книжка, где все уже заранее разграфлено и школьнику остается только вписывать свои показатели. С точки зрения отчетности это, конечно, проще. Но главное в идее портфолио – это собственный выбор хозяина: какие документы и материалы включать, а какие нет. Здесь нет и не может быть универсально одинаковых зачетных страниц. Полная свобода ребенка в том, чтобы вкладывать или изымать из папки те или иные документы – неотъемлемая составляющая идеи портфолио.
Ошибка № 2. Когда вместо свободного портфолио – характеристика от классного руководителя или педагогического совета.
Еще один способ упрощения идеи портфолио – вкладывание туда обязательных итоговых характеристик от классного руководителя или педагогических советов. В этом случае идея свободного портфолио как бы перекрывается мнением педагогов и теряет смысл как деятельность детского самоопределения. Включение или невключение характеристики (отзыва) от классного руководителя или педагогического совета в материалы портфолио – дело самого ребенка. Такая характеристика имеет право на существование, но только ребенок может судить, нужна ли она ему для портфолио.

Ошибка № 3. Вместо систематической работы над портфолио – разовая акция.
В этом случае портфолио рассматривается просто как инструмент для выбора профиля в 10 классе, а не как важный способ активизации самосознания ребенка на протяжении длительного времени. А нужно приучить ребенка к постоянной работе по сбору папки личных достижений, поскольку это технология всматривания в себя, которая потребуется ему на протяжении всей последующей жизни. Нужно, чтобы ребенок осознал, что в целом его будущая профессиональная деятельность и тем более карьера будут требовать этой постоянной работы по пополнению своей папки личных достижений.

Ошибка № 4. Акцент на форме, а не на содержании.
Бывает, педагоги и родители предъявляют чрезвычайно высокие требования к внешнему виду портфолио школьника. Но главное для портфолио – его содержание, а не внешняя красота и выдержанный стиль оформления.

Как оценить?

Ошибка № 1. Стремление оценить все материалы портфолио в баллах.
В нескольких российских регионах приняли решение оценивать все документы и материалы учебного портфолио определенными баллами (даже рекомендательные письма, отзывы на творческие работы ученика и т.д.). Это объясняется стереотипами педагогической практики, в ходе которой ученик должен обязательно получить балл – ведь часто у педагога нет иных стимулов и рычагов влияния на ребенка. Но это в корне противоречит замыслу портфолио – тем более в части оценки творческих работ, отчетов о социальной практике, отзывов научных руководителей исследовательских проектов школьников и т.д. Лишь сертифицированные документы портфолио школьника (первый раздел портфолио, который называется «Официальные документы») можно оценивать в соответствии с принятой в данной муниципальной образовательной сети шкалой. Все остальные материалы папки личных достижений ученика могут оцениваться только на основании качественных показателей с указанием оригинальности материалов и особенностей мышления автора, актуальности и проработанности, полноты и аккуратности и т.д.

Ошибка № 2. Завышение удельного веса портфолио.
Иногда происходит значительное завышение удельного веса портфолио: его итоговый балл в некоторых регионах превышает результаты сданных государственных экзаменов. Например, при двадцати максимально возможных баллах за четыре государственных экзамена вес портфолио оказывается равен 20 или даже 30 или 40 баллам. Однако портфолио – важный, но лишь дополнительный инструмент определения профиля дальнейшего обучения. Рекомендуемый нами вес портфолио должен составлять от пяти до десяти баллов.

Ошибка № 3. Отсутствие единства в оценке материалов портфолио.
В ряде территорий отсутствуют необходимые нормативные документы, в соответствии с которыми материалы портфолио всех школьников данного региона, а тем более муниципалитета оцениваются по единой шкале и признаются всеми общеобразовательными учреждениями этого региона. В этом случае соответствующее управление образования должно разработать и на уровне региона принять локальный нормативный документ, который будет регулировать вопросы оценивания и использования материалов портфолио при формировании состава классов для дальнейшего профильного обучения.

Татьяна НОВИКОВА, кандидат педагогических наук,
заведующая кафедрой развития образовательных систем АПКиПРО;
Александр ПРУТЧЕНКОВ, доктор педагогических наук, профессор


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru