Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №70/2005

Третья тетрадь. Детный мир

ИМЯ БЕДЫ – НАРКОТИКИ 
 

Фото ИТАР–ТАССМожно ли вылечить наркомана принудительно?
Само словосочетание «принудительное лечение» – по сути, нонсенс. Лечить человека без его согласия ни от какой болезни невозможно.
Если больной отказывается лечить по рекомендациям врача грипп или воспаление легких, врачу остается только уговаривать правильно лечиться, а лечить насильно он никого не имеет права. Сфера деятельности врача начинается тогда, когда больной осознает, что он болен, и обращается за помощью. Без такого обращения врач не может начать процесс лечения.
«Что же делать, если наш ребенок не хочет осознавать, что он наркоман?» – спросите вы. И вы, и врач должны уговаривать. Потому что принудительного лечения наркоманов не существует. Ни российское законодательство, ни соответственно здравоохранение не имеют ни юридических, ни организационных форм для проведения такого лечения.
В настоящее время отправить ребенка лечиться принудительно невозможно.
Необходимо понимать: принудительное лечение даже не лечение в полном смысле этого слова. Это просто форма гуманной, медицинской, не тюремной, но все-таки изоляции больного. А изоляция и лечение – вещи разные. Изолировав молодого человека, его можно «подлечить», дать ему возможность выжить, а вот вылечить нельзя. Лечение подразумевает свободу выбора. Самостоятельно организовать принудительное лечение, чтобы помочь страдающим семьям, врачи не имеют права.
Лучший способ помощи наркоману – выработать адекватную позицию, основанную на знаниях, и иметь достаточно мужества, чтобы придерживаться своих принципов в отношениях с ним. Родители должны понимать, что проблема химической зависимости не в психотропных веществах, а в людях, принимающих их. Отец и мать не могут принимать вместо своего больного ребенка предписанные ему лекарства и ожидать, что тот выздоровеет. Он должен сам сделать выбор и действовать по своей доброй воле, чтобы выздоровление стало более или менее устойчивым. Никто не может сделать за него то, что должно быть сделано им самим.

По материалам челябинского фонда «Береги себя»


Сергей КАМЕНСКИЙ

Играем все в синквэйн!

Авторы книги, в которой рассказывается о том, как предупредить распространение наркотиков в школе, придумали новый тренинг

Старая истина: детьми надо заниматься! Постоянно, неуклонно и доброжелательно формировать твердую нравственную установку: здоровью – да, наркотикам – нет! Сказать легко, а выполнить?

Тут вам поможет книга методических рекомендаций “Организация деятельности по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательном учреждении”, выпущенная Новосибирским институтом повышения квалификации работников образования. В ней обобщен немалый опыт работы в школах города и области. Написал ее коллектив педагогов и психологов – Ирина Плющ, Алла Третьякова, Нина Герьянская, Николай Шелегин, Нина Склянова. Для кого она написана? Для учителей, школьных психологов, родителей, для всех неравнодушных людей. Авторы подчеркивают: психологическая готовность к употреблению наркотиков в подростковом возрасте появляется во многом из-за к неспособности правильно воспринимать ситуации, связанные с преодолением жизненных трудностей. А трудностей как внешних, так и внутренних у каждого подростка хватает. Вы когда-нибудь видели подростка, у которого все на пять с плюсом? Да таких просто не бывает. И если какая-то из проблем действительно окажется тяжелой, может произойти бегство в наркотическую псевдореальность.
Эффективным средством освоения подростками навыков конструктивного поведения и общения авторы книги считают тренинг. Когда в школе организованы профилактические тренинги, ученики гораздо лучше вооружены против наркотических соблазнов.
Тренинг – это интересное групповое общение, помогающее подростку понять самого себя, научиться принимать правильные жизненные решения, выработать сопротивляемость к негативным формам давления. Авторы книги предлагают цикл тренинговых занятий, включающих широкий спектр тем: “Структура моей и твоей личности. Ценность моей и твоей личности”, “Формирование умения осознавать, что со мной происходит, что я чувствую”, “Зависимость как деструктивная форма защиты личности. Мое отношение к алкоголизму и наркомании”, “Понятие группового давления и принятие собственного решения”, “Человек как социальное существо”, “Человек как сексуальное существо. Понятие межполового общения”, “Развитие зависимости от психоактивных веществ. Выбор и ответственность”, “Формирование навыков защиты своего Я”, “Семья как единый организм. Химическая зависимость в семье”, “Развитие критического мышления”.
Последняя тема – обобщающая. На критическое обсуждение выносится вопрос: почему ребята, хотя и понимают ценность здорового образа жизни, не всегда ему следуют? Работа поделена на три этапа, которые называются «Вызов», «Осмысление», «Рефлексия».
На первом этапе, работая в группе, участники свободно высказывают все идеи, ассоциации, вопросы и сомнения, которые возникают у них в ответ на понятие здоровья. Учитель-ведущий без комментариев записывает их на доске. Затем, разбившись на пары, ребята систематизируют высказанные мысли, вычленяя основные: происходит разбивка тематических слов на кластеры. То есть ребята заодно знакомятся с научным понятием кластера (кластер, cluster – группа, концентрация, систематизация, классификация). Вновь вернувшись к коллективной работе, участники записывают общее решение на доске.
Этап «Осмысление» – коллективное обсуждение, приводящее к выстраиванию аргументов “за” и “против”. В ходе дискуссии участники записывают в тетради выводы, к которым они пришли совместно.
Авторы книги публикуют результаты одного из таких обсуждений, показывающие, как много на самом деле понимают подростки, как они вдумчивы и самокритичны.
Мотивацию подростка на здоровый образ жизни и неприятные помехи здоровой мотивации участники дискуссии обобщили так, что с ними остается только согласиться. Когда радостно, а когда и горестно.
Факторы, способствующие мотивации. Знание своего организма. Раннее подключение к здоровому образу жизни. Получение положительных эмоций от здорового образа жизни. Положительный пример близкого, авторитетного человека. Сознательное отношение к учебе, настрой на будущее. Знание проблем экологии. Отказ от вредных привычек.
Факторы, мешающие мотивации. Несоответствие слов и поведения взрослых. Отсутствие системности и последовательности в приобщении к здоровому образу жизни со стороны взрослых. Реклама сигарет, спиртных напитков. Реклама лекарственных препаратов как панацеи от заболеваний, проблем и бед. Отсутствие системности и последовательности в приобщении к здоровому образу жизни со стороны взрослых. Пассивная жизненная позиция, лень.
Третий этап, «Рефлексия», проходит в виде интеллектуальной игры под названием “синквэйн”. Способность обобщать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное для человека умение. Развивающий это умение синквэйн (от французского слова “пять”) – по сути, стихотворение в прозе, состоящее из пяти строк. Правила написания синквэйна таковы: в первой строчке тема стихотворения называется одним словом, обычно существительным; вторая строчка – описание темы в двух словах, чаще берутся прилагательные, но необязательно; третья строчка – описание в трех словах некоего важного действия в рамках заданной темы; четвертая строчка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме автора синквэйна; последняя пятая строчка – вновь одно слово, которое становится ситуативным синонимом первого слова, называющего тему синквэйна.
Играя в синквэйн, группу удобнее разделить на пары. Тему стихотворения предлагает учитель-ведущий. Участнику дается 5–7 минут на работу. Затем он повернется к партнеру, и из двух синквэйнов они составят один, с которым оба будут согласны, что даст им возможность поговорить о том, почему они это написали, и еще раз критически рассмотреть заданную тему. Кроме того, этот метод требует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые могут увязать со своими. Потом вся группа знакомится с парными синквэйнами, и сама собой вновь возникает дискуссия.
Вот несколько синквэйнов, написанных учащимися, которые работали по методике, предложенной авторами книги.
“1. Здоровье. 2. Невосполнимое, многообещающее. 3. Облегчает жизнь близким. 4. Стремлюсь к тебе всей душой. 5. Счастье”.
“1. Здоровье. 2. Всеобъемлющее настоящее. 3. Расширяет границы радости. 4. Здоровье дал мне Бог. 5. Ответственность”.
“1. Наркотик. 2. Губящий, ужасный. 3. Ломает личность, терзает. 4. Неужели человек поддастся злу? 5. Ад”.
“1. Курение. 2. Запретное, взрослое. 3. Отравляет воздух окружающим. 4. Деньги можно потратить поинтереснее. 5. Рак”.
“1. Пиво. 2. Пенистое, искрящееся. 3. Кто пойдет за “Клинским”? 4. Пивная зависимость – тоже алкоголизм. 5. Обман”.
Этап рефлексии включает в себя и яркую эмоциональную составляющую: наглядно выстраиваются два противопоставленных ряда – здоровье как радостная ответственность и наркотическая зависимость как болезнь, обман, ад.

Связаться с авторами методических разработок можно по адресу: 530007 Новосибирск, Красный проспект, 2, НИПКиПРО, офис 207.
E-mail: health@mail.cis.ru; obj@54.ru

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru