Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №69/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ДОКУМЕНТЫ №119 
 

Наши консультации

Много лет проработала учителем начальных классов. По исполнении мне 55 лет со мною был заключен срочный трудовой договор сроком действия с 1 сентября 2004 г. по 31 августа 2005 г., а 22 августа 2005 г. директор гимназии сообщил о продлении со мной договора и мне был передан в руководство 1 класс. Совместно с родителями 1 сентября провели День знаний, транслировавшийся по местному телевидению. Проведя уроки 1 и 2 сентября, т.е. проработав два дня нового 2005/06 учебного года, после уроков я была вызвана к директору гимназии, который сообщил мне о моем увольнении в связи с окончанием срока действия договора. Какого-либо письменного или устного уведомления о расторжении договора за три дня до окончания срока его действия я не получала. На письменные обращения мое и родителей учеников к директору гимназии и начальнику городского отдела образования был получен отрицательный ответ со ссылкой на окончание срока действия договора. Прошу вас дать разъяснения по следующим вопросам: правомочен ли отдел образования заключать срочный трудовой договор с учителем при наступлении пенсионного возраста; правомочно ли увольнение работника с формулировкой «в связи с окончанием срока действия договора» в то время, когда он продолжал работать и не получал уведомления о расторжении договора. Очень обидно после 37 лет работы оказаться ненужной, в душе остались боль, сожаление, моральное унижение.

Хотелось бы обратить внимание на последнюю фразу письма: «Очень обидно…, моральное унижение». На самом деле никакого унижения в том, что по возрасту работник заканчивает активную трудовую деятельность, нет. И законодательство, в частности Трудовой кодекс (ТК), регламентирует и облегчает процесс перехода на пенсию. Например, в соответствии со статьей 59 ТК с работниками, достигшими пенсионного возраста, могут быть заключены срочные трудовые договоры (контракты) на приемлемых для работника и учреждения образования условиях. Другой вопрос, как эта статья ТК исполняется.
В рассматриваемом письме сказано, что договор был продлен устно (что допускается законодательством), но не указан срок окончания продленного договора. Из-за этого возникает недопонимание: к какому договору относится термин «окончание срока действия»? К договору 2004/05 года или к продленному и вступившему в силу договору 2005/06 года? Согласно статье 61 ТК, договор вступил в силу, поскольку работник был допущен к работе, что может быть доказано материалами телепередачи. Более того, позднейший договор, если ничего не изменилось, действует и сейчас и может быть расторгнут при необходимости в порядке статьи 79 ТК с уведомлением работника не позднее чем за три дня до его расторжения. Для восстановления своих прав работник может обратиться в региональное управления труда либо непосредственно в суд.

На вопрос отвечал экономист Владимир МАЛЮТИН
Существуют ли в настоящее время требования к организации медицинского обслуживания пользователей персональных компьютеров? Каким нормативным актом это установлено?

Такие правила существуют. Это СанПиН 2.2.2/2.4. 1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы». Они введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3 июня 2003 г. № 118.
Лица, работающие с ПЭВМ более 50 процентов рабочего времени, проходят обязательные предварительные медосмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры (п. 13.1 Правил). Но это относится только к тем, кто профессионально связан с эксплуатацией ПЭВМ. Порядок проведения медосмотров установлен приказом Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. № 83.
Есть в Правилах и специальное положение о женщинах, работающих с компьютером. С момента установления беременности их должны перевести на работу, не связанную с компьютером. Либо для них время работы с ПК ограничивают 3 часами за рабочую смену. Но это возможно лишь при условии, что соблюдены гигиенические требования, установленные этими СанПиНами. Обратите внимание, что до решения вопроса о предоставлении беременной женщине работы, не связанной с ПК, ее от работы освобождают. Но при этом учреждение выплачивает ей средний заработок за все пропущенные из-за этого рабочие дни.

Должен ли работник образовательного учреждения присутствовать на своем рабочем месте, если он приостановил работу из-за задержки выплаты заработной платы более чем на 15 дней?

Работник может не выходить на работу до выплаты ему задержанной суммы.
Начнем с того, что сотрудник имеет право приостановить работу, если зарплату задерживают более чем на 15 дней (ст. 142 ТК РФ). Он должен известить об этом работодателя в письменной форме. При этом не важно, по чьей вине произошла задержка зарплаты.
Статья 142 ТК РФ не обязывает работника, приостановившего работу, присутствовать в это время на своем рабочем месте.

Положена ли учителю средней школы доплата за работу на компьютере и в каком размере? Как оплачивают учителям информатики надбавки за работу во вредных условиях?

Да, такая доплата возможна. Повышение оплаты труда за вредные условия предусмотрено статьями 146 и 147 ТК РФ.
Учреждения образования при определении доплат могут руководствоваться положением, которое утверждено приказом Госкомобразования СССР от 20 августа 1990 г. № 579. Оно до сих пор действует. Положение содержит перечень видов работ с тяжелыми и вредными условиями труда. Работа за дисплеями ЭВМ (п. 1.164 Перечня) относится к категории, за которую устанавливают доплату до 12 процентов.
Конкретный размер доплаты определяет учреждение по результатам аттестации рабочих мест или оценки условий труда. Аттестацию проводит экспертная комиссия, созданная в организации. Руководитель учебного заведения по согласованию с профсоюзным органом утверждает размеры доплат по видам работ. Перечень работ и доплат включают в коллективный договор.

Студентка дневного отделения подала заявление о назначении ей пособия по уходу за ребенком до полутора лет по месту учебы. Имеет ли право учебное заведение выплачивать ежемесячное пособие студентке при продолжении обучения без оформления академического отпуска? Студентка стипендию не получает, так как образование платное.

Студентка может получать пособие по уходу за ребенком, продолжая обучение и даже не получая стипендии. Для этого она обязательно должна подать заявление о предоставлении ей отпуска по уходу за ребенком (с просьбой о разрешении свободного посещения занятий). После этого ей надо написать заявление о назначении пособия и приложить к нему копию свидетельства о рождении ребенка.
Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утверждено постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 883.
В нем установлено, что право на ежемесячное пособие имеют матери, обучающиеся с отрывом от производства в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования (подп. «в» п. 25 Положения). После окончания студенткой обучения вуз прекращает выплату ежемесячного пособия со дня, следующего за днем отчисления.
Ежемесячное пособие студенткам по уходу за ребенком до полутора лет образовательные учреждения выплачивают за счет средств ФСС России (п. 36 Положения).
Порядок выделения средств ФСС России разъяснил в письме от 8 ноября 1995 г. № 07-623ЮЯ. Там сказано, что эту выплату производят за счет начисленных страховых взносов образовательного учреждения.

Я являюсь директором школы в небольшом районном центре. В этом году родители и дети одного из классов буквально «взбунтовались» против одного из учителей нашей школы. Дети этого класса отказываются являться к нему на уроки. Они утверждают, что он постоянно унижает и оскорбляет их, кроме того, не знает преподаваемого предмета. Посоветуйте, что мне, директору школы, следует сделать для разрешения данного конфликта.

Случай, когда дети или родители недовольны конкретным учителем, не банален. Однако редко приходится слышать о том, чтобы учителем остался недоволен целый класс в полном составе. И тем более выдвигал такие серьезные обвинения в его адрес.
Ведь ни для кого не секрет, что в соответствии с п. 4 ст. 56 Закона РФ «Об образовании» одним из оснований увольнения педагогического работника по инициативе администрации без согласия профсоюза является применение учителем методов воспитания, связанных с психическим насилием над личностью обучающегося (воспитанника). По такого рода фактам обязательно проведение дисциплинарного (административного) расследования в том случае, если на учителя поступила жалоба в письменной форме. Копия данной жалобы должна быть передана педагогическому работнику. Назначение такого рода расследования – это обязанность директора школы, а не его право. Эта обязанность расследовать нарушение норм педагогической этики предусмотрена п. 2 ст. 55 Закона РФ «Об образовании». По результатам этого расследования директор принимает решение об увольнении работника либо о принятии иных мер дисциплинарного или иного воздействия. В ходе такого рода расследований обычно отбираются письменные объяснения у обучаемых, их родителей, представителей педколлектива, а также у лица, в отношении которого проводится данное расследование. По результатам данного расследования директор учреждения должен будет сделать свой нелегкий выбор – между учителем и классом детей, которые в соответствии с законом имеют право на выбор иного образовательного учреждения.

В нашей школе в связи с недавним переходом на четырехлетнее начальное обучение в этом году нет 7 классов. Тем не менее в этом учебном году к нам обратились родители 10 детей, ранее не обучавшихся в нашей школе, с просьбой принять их в 7 класс на обучение. Я, как директор школы, попытался сформировать из них класс, но наш учредитель – районная администрация – отказывает мне в финансировании данного класса и запретила принять этих детей на обучение. Я, как обычно, оказался между двух огней. Как нам выйти из сложившейся ситуации, не потерять лицо и соблюсти при этом закон?

Вы попали в ситуацию, являющуюся одной из самых сложных коллизий действующего образовательного законодательства. Действительно, в соответствии со ст. 16 Закона РФ «Об образовании», учредитель должен создать такие условия, чтобы в общеобразовательные учреждения были приняты все граждане, проживающие на данной территории. В соответствии со ст. 52 Закона «Об образовании» родители имеют право выбора образовательного учреждения. То есть учредитель должен финансировать данное право родителей. Тем не менее на практике родителям часто отказывают в приеме детей с формулировкой: «…из-за отсутствия свободных мест в школе». То есть фактически мест, финансируемых учредителем. Как и в вашем случае, в законе города Москвы «Об образовании» есть норма о том, что такой отказ является правомерным. Московский городской суд признал эту норму соответствующей федеральному закону.
Вы, как директор, для того чтобы иметь возможность отказать родителям в приеме, должны получить от своего учредителя письменный отказ в финансировании данного класса. Иначе вас, как у нас принято, сделают в итоге «крайним». Как и в любых других случаях, когда директора пытаются необоснованно привлечь к ответственности за то, что он лишен необходимых бюджетных средств для того, чтобы надлежащим образом соблюсти права и интересы обучаемых. Даже в случае отсутствия письменных отказов в выделении средств на те или иные нужды учреждения, каждый директор должен, в целях своей личной безопасности, их письменно требовать как можно чаще, дабы избежать потом невиновного привлечения к ответственности. В том числе (не дай Бог) и за пожар в школе. Что уже неоднократно бывало в недавней российской действительности. Иначе потом ваши учредители сделают невинное лицо и заявят, что они ничего не знали о существующем бедственном положении дел во вверенной Вам школе.

На вопросы отвечал адвокат Дмитрий РАСТИМЕШИН

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru