Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №67/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

Симон Львович СоловейчикДЕВЯТЫЕ СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ 
Тема чтений: «КАК НАМ СЕГОДНЯ ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ?» 

 

Окончание. начало читайте, пожалуйста, в № 66

 

 

 

 

ВОСПИТАНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВОМ

Виктор Федорович ШАТАЛОВ

Право на собственный метод

В классах ШАТАЛОВА нет дневников. Домашнее задание – решить 500 задач – Виктор Федорович дает раз в полгода. Решай сколько хочешь и когда хочешь. Результаты твоих усилий отразятся в ведомости, которая и будет стимулировать ребят к соревнованию: кто больше решил, кто нашел самое оригинальное решение?
А у дневника ведь только одна функция – оперативная связь между школой и семьей. Связь на первый взгляд вроде бы полезная, но что получается на самом деле?

Виктор Федорович ШАТАЛОВ

«Пишет учительница мальчишке в дневнике: “Разговаривает на уроках. Примите меры”, – рассказывает Виктор Федорович. – Отдает ученику дневник и наказывает строго-настрого, чтобы отец расписался. Отец «ставит» мальчишке две подписи. Одну в дневнике, а другую там, где учительница проверять не будет. Открывает учительница дневник на той страничке, где написано «разговаривает на уроках» и видит рядом другую запись: “Отказался вынести ведро с мусором. Примите меры”. Как вам такой инструмент оперативной связи семьи и школы?»
Тридцать лет без дневников – это серьезно. Особенно если вспомнить педагогическую атмосферу тех далеких годов, когда Виктор Федорович только начинал свой путь к школе сотрудничества. Именно тогда его поддержал Симон Львович Соловейчик.
Вот говорят, нет сегодня хороших фильмов о школе. А учитель Шаталов может предложить сценаристам удивительный сюжет о становлении школы сотрудничества. Как ему удалось собрать в Москве 25 выдающихся ученых, редакторов педагогических журналов и газет и два с половиной часа упрашивать их об одном – позволить взять класс и провести с ребятами работу так, что они за один год изучат всю математику средней школы.
Тогда, в Москве, все 25 ученых проголосовали «за», но потом, в Донецке и Киеве, 70 светил педагогической науки сказали «нет», потому что единственный пятиклассник, закончивший курс физики средней школы «по системе Шаталова» и с кем они соизволили побеседовать, оказался «ущербным». Он, конечно, ответил на все вопросы по физике и решил все предложенные ему профессорами задачи, но «плохо разобрался в теории Эйнштейна». Вот ведь какая и драма, и комедия!
И все же школа Шаталова состоялась. Во многом благодаря усилиям Симона Львовича Соловейчика. Появились статьи в газетах, телепередачи. «Улицы пустели, когда по телевизору выступал Шаталов», – рассказал своим студентам ректор одного из педагогических институтов.
Педагогическая журналистика восьмидесятых закалялась в борьбе с косностью педагогической мысли и практики, считает Виктор Федорович. Она развивала ее, делала гибче, пластичнее, постоянно привлекала внимание к главному – к ребенку.
«Все вы знаете, – сказал Шаталов, – что Симон Львович открыл Сухомлинского, когда написал в “Комсомольской правде” целую полосу под названием “Учитель Сухомлинский и его новая книга”. В одно прекрасное утро неизвестный учитель Павлышской сельской школы проснулся знаменитым, о нем заговорила вся страна.
Но вот парадокс, – продолжил Виктор Федорович. – Ведь и Сухомлинский открыл Соловейчика. До своего знакомства с Василием Александровичем таких глубинных статей и книг по педагогике Соловейчик не писал. Вникая в работу сельского учителя, с его спокойной мудростью и открытостью ребенку, Симон Львович, возможно, понял, что сам он видит дальше и глубже своего павлышского открытия. Учительское содружество должно быть благодарно этой встрече, потому что у нас теперь есть и “Педагогика для всех”, и “Последняя книга”»…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru