Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №65/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ №51 
НАШИ КОНСПЕКТЫ 

Наталья САЛЫК,
заведующая кафедрой теории и практики
воспитания Тверского областного института усовершенствования
учителей, кандидат педагогических наук

Повышение квалификации... на коммунарском сборе

Педагогическая учеба без лекций, конспектов и учебников

Анатомия сбора

Чаще всего сбор проводится в течение четырех дней: приезд, два полных дня и отъезд. Неделя – уже многовато. Ведь в течение этих нескольких суток все участники испытывают напряжение эмоциональных и физических сил. Затягивание же времени сбора вызовет перегрузку: вместо эмоциональной интенсивной работы организаторы рискуют получить вялое и неинтересное времяпрепровождение.
В первый день участники расселяются, осваиваются и знакомятся друг с другом, создаются отряды. Численность каждого не больше двадцати человек. И два-три организатора. Очень важно, чтобы с самого начала на сборе царило мажорное настроение, атмосфера доброжелательности и оптимизма.
На этот же день приходится оргпериод. Организаторы, заранее разработавшие темы всего сбора и каждого дня в отдельности и спланировавшие проект программы, предлагают все это сбору. На многих отдельных площадках происходит обсуждение предстоящих дел – спортивных, познавательных, досуга. Каждый отряд отправляет на площадки своих представителей, которые должны выслушать все предложения и вернуться к «своим». Теперь внутри отрядов происходит обсуждение информации, полученной с площадок. Отряды решают, как и в какой форме будут участвовать в предложенных делах. Эти решения представители сообщают на площадки.
В организационный период необходимо выбрать и советы дел: группы людей, взявшихся за планирование и организацию всех мероприятий на сборе.
Во время решения множества организационных вопросов нужно дать возможность всем участникам почувствовать дух сбора; сделать так, чтобы каждый так или иначе вышел на сцену, обжил это пространство.
Второй день должен быть наполнен играми, движением, физической работой. Полдня участники работают внутри своих коллективов или отряды ходят в гости друг к другу. Вторая половина может быть отдана спорту или социально значимым делам. Это или выезд концертных бригад, или уход за памятниками, или посильная помощь в украшении города, или экологический десант, или встреча с местной школой.
Дискуссии планировать на второй день еще рано, лучше перенести их на третий – самый яркий, эмоциональный, запоминающийся. Этот день должен стать кульминацией сбора.
Завершает сбор итоговый «огонек», на котором каждый участник имеет возможность рассказать о том, чем стал для него сбор, сбылись ли ожидания и надежды.

Секреты успеха

За годы существования сборов сложились определенные традиции. И сейчас уже можно говорить об условиях успешности педагогического сбора.
Множество видов деятельности, что создает условия для реализации интересов всех участников. Ежедневно на сборе проходит не менее десяти дел, требующих коллективного, группового, индивидуального участия, при этом учитываются возрастной состав и социальный опыт детей и взрослых.
Чередование трудовых, интеллектуальных, художественных видов деятельности, чтобы не возникало эмоциональной перегрузки и в то же время каждый участник мог найти для себя интересное занятие. Умелое распределение дел в пространстве и во времени дает возможность подвести участников сбора к кульминационной точке, наиболее эмоциональной, становящейся самым ярким событием.
Одно из важнейших условий эффективности сбора – его открытость: дела, проводимые на сборе, складывающиеся отношения не только переживаются его участниками, но и переносятся в педагогическую деятельность.
Успеху сбора способствует хорошо организованная оценочная деятельность: отрядные «огоньки», отслеживание настроений каждого дня, разговор на Совете дела по итогам проведения сбора, опрос пресс-центра.
На сборе в совместной деятельности взрослых и детей создаются условия для самореализации и саморазвития всех участников, рождается детско-взрослая событийная общность, атмосфера взаимопонимания, внутреннего единства детей и взрослых.
Главная цель областного разновозрастного сбора «Веснянка» – создание «ситуации-образца» гуманистического общества, где дети и взрослые, расширяя границы привычного школьного общения, учатся выстраивать отношения общей заботы о других, об успехе общего дела. Таким образом, вся жизнь сбора пропитана «базовой идеей» гуманистической педагогики – созданием гуманистических отношений между воспитателями и воспитанниками.
На успех сбора работает вся его структура: формирование отрядов, проведение оргпериода, эмоциональное, эстетическое насыщение жизни детей и взрослых, использование природных, исторических, культурных, социальных условий, обращение к жизненному опыту участников сбора. И конечно же позиция взрослых, организаторов сбора, стремящихся увлечь творчеством, помочь проявить свои способности. На эмоциональное насыщение пространства сбора работают такие средства, как пение, сюрпризы, ситуации, создающие хорошее настроение.
Принципы формирования отрядов сложились не сразу, а в результате многолетних поисков. В конце концов мы пришли к идее создания смешанных коллективов из детей и взрослых различных школ, учреждений дополнительного образования. Причем в состав каждого отряда входят представители городских, поселковых и сельских школ. Большие делегации распределяются по разным отрядам. Взрослые так расходятся по отрядам, что оказываются не со своими детьми, а с ребятами из других школ. В итоге сложившиеся стереотипы не мешают тем и другим выстраивать отношения в новом коллективе.
Одна из важнейших задач сбора – воспитание воспитателей. Этому способствует создание условий для профессионального роста педагогов – участников сбора, включение их самих в совместную с детьми деятельность – вместе и на равных. Организация оценочной деятельности педагогов: участие их в проблемных дискуссиях и «круглых столах», анализе прожитого дня, проведенного сбора, в разработке программ областного, районных и школьных сборов – помогает переосмыслить свою деятельность, посмотреть на нее со стороны, то есть оценить себя «смотрясь в других».
Сбор недаром назван разновозрастным. Школьники там присутствуют отнюдь не в роли статистов. На протяжении всех дней сбора происходит воспитание лидеров из состава самих детей. Нередко в практике приходится сталкиваться с проблемой, когда дети, привыкшие к лидерству, попадают в группу более ярких лидеров и с трудом выстраивают отношения между собой. Но при умелом педагогическом руководстве эта проблема разрешается безболезненно: ребят специально учат открывать новое в собеседниках, замечать интересное в другом человеке, видеть ценность окружающих людей, демонстрируя в то же время свои возможности, умения.
В программу сбора нередко включается работа в мастерских: художественной, театрального мастерства, оформительской, игровых, спортивных – «Как стать успешным», «Познай себя», «Этика лидера», «Как стать лидером», «Твой выбор» (как выбрать профессию) и других. Как правило, содержание работы мастерских связано с общей темой сбора. Занятия проводят члены педагогического отряда «Гармония», педагоги-«старички», стажеры – ученики школ, прошедшие сборы.

Пресс-центр

Особенно важную роль, на наш взгляд, на сборе играет пресс-центр. На сегодня это уже сложившийся коллектив, в состав которого входят педагоги, имеющие опыт совместной работы с детьми, организаторы школьных пресс-центров. Окончательный состав складывается в первый день работы сбора: в пресс-центр приходят по желанию представители от делегаций.
Успех сбора во многом зависит от первой встречи детей и взрослых, поэтому пресс-центровцы проводят экспресс-опрос: откуда приехали участники? где находится их село, поселок, город? чем они интересны? И отмечают на карте области все территории, откуда прибыли участники, лучи от которых протянуты на «Веснянку».
Пресс-центр выполняет и функции социологической службы: изучает интересы, запросы детей и взрослых в первый день, настроение, пожелания на последующие дни, собирает интересные идеи, рассказывает об опыте классов, школ области.
Одна из функций пресс-центра – создание хорошего настроения, эмоциональной насыщенности. На стендах появляются шуточные высказывания, пожелания, рисунки, поздравления с днем рождения, с победой. Здесь можно увидеть работы, выполненные на занятиях в мастерских, узнать о жизни других отрядов, об их успехах, о личных достижениях.
Можно узнать что-то новое и о членах отряда «Гармония» – организаторах сбора. Улыбка сближает педагогов и детей. Любимой традиционной страничкой стала «Фраза дня», где появляются забавные, неожиданные высказывания участников сбора. Некоторые из них стали «крылатыми» и переходят от сбора к сбору.

Музыка

Формированию детско-взрослой событийной общности, объединенной совместным чувствованием, во многом способствует музыка. Она создает настроение, объединяет участников, снимает усталость, помогает во время серьезного разговора. Мы стараемся сделать музыкальное оформление сбора как можно более разнообразным: от классической до эстрадной музыки. Но по праву «царицей сбора» можно считать самодеятельную песню: ею открывается сбор, с нее начинаются все общие дела. Она исполняется на вечерних отрядных «огоньках». Ежедневно на сборе проходят песенные часы, которые проводят члены «Гармонии». Они подбирают песни, связанные с общей темой и идеей сбора, с темами каждого дня. У каждого сбора своя мелодия, своя песня. Благодаря сборам возрос интерес к самодеятельной песне в школах области. Песня «Дом» Е.Куменко стала гимном сельских школ – Станской (Лихославльский район), Куженкинской (Бологовский район). Ученики гимназии № 5 г. Конакова, побывав на сборе, организовали в школе песенные перемены.

Оценка, но не в дневнике

Серьезное внимание на сборе уделяется оценочной деятельности. Чаще всего она проводится в такой форме, как вечерний «огонек».
На областном сборе проводится три вида «огоньков»: «огонек» знакомства, анализа каждого дня, итоговый «огонек» (обычно он совмещается с «огоньком» прощания). На ежевечерних «огоньках» анализа каждого дня идет разговор о том, что получилось и не получилось у отряда, у сбора, идут поиски ответа на вопрос – почему? Почему что-то вышло удачно, а что-то нет? Кому можно сказать «спасибо» за участие в делах, за оказанную помощь, поддержку?
Особое значение имеет итоговый «огонек», «огонек» прощания. На нем подводятся итоги нескольких прожитых дней. Мы пробовали проводить его и перед прощальной дискотекой, и после нее. Но, проанализировав настроение ребят, включенность в диалог каждого участника, пришли к выводу, что прощальный «огонек» должен завершить все коллективные творческие и развлекательные дела сбора. Неспешность разговора, неограниченность его во времени способствуют тому, что участники сбора увозят с собой идею общности, духовности, значимости межличностных отношений.
При проведении «огонька» нужно тонкое мастерство педагога, чтобы опыт проживания на сборе вошел в повседневную жизнь, чтобы «ситуация-образец» действительно стала школой человеческих отношений, а не искусственно созданным мифом. Ведущий должен уметь создавать и поддерживать атмосферу доброжелательности и открытости. Тон разговора – заинтересованный и спокойный. Бывает и так, что ситуация «зависает». В этом случае ведущий должен очень чутко и тактично ее разрешить. Например, предложить участникам спеть под гитару. Постепенно атмосфера изменится, напряжение или неловкость спадут, и можно будет вернуться к разговору.
Подведение итогов продолжается и на следующий день, девиз которого «Что же из этого следует?». В этот день пресс-центр проводит анкетирование, обсуждаются предложения по поводу программы следующего сбора.

Программа строится таким образом, что каждый день представляет собой целый тематический период – самостоятельный завершенный цикл дел, объединенных общей темой. В то же время все дни объединит тема сбора. У каждого дня свой девиз. Такой подход позволяет использовать в школьной практике содержание сбора. Программа любого дня может лечь в основу школьного, районного сбора. Вот темы некоторых сборов: «Весна. Человек. Новый век» (2000), «Культура мира – культура ненасилия, свободы, толерантности» (2002), «Ради жизни на Земле!» (2005).
Областной сбор «Веснянка» можно считать резонирующей системой, порождающей городские, районные, школьные сборы. В области возникла сеть сборов, создает и развивает которую сообщество детей и педагогов. На протяжении нескольких лет в летние каникулы проходят лагерные сборы в самом отдаленном районе Тверской области – Торопецком. Интересный способ проведения лагерного сбора нашли в Сандовском районе, объединив его с туристическим слетом и назвав «турсбор».
Существует традиция проведения межшкольных сборов. На протяжении нескольких лет в осенние и зимние каникулы собираются ученики и педагоги школ № 12 г. Твери, № 1 и 9 г. Ржева, № 1 г. Лихославля, Краснопресненской сельской школы. Проводятся в школах сборы параллелей, если в школе по 4–5 классов в параллели; сборы для учеников начальных классов.
Многое из содержания, форм, приемов проведения областного сбора используется при организации сборов в территориях, школах. В то же время на локальных сборах отрабатываются новые формы организации и проведения дел, которые затем переходят в «Веснянку».

Как истинные приверженцы коммунарской методики, тверские педагоги готовы помочь коллегам. Если вас заинтересовала такая нетрадиционная форма повышения педагогического мастерства, можете обратиться за консультацией по тел.: (0822) 366311. А может быть, вам даже предоставят возможность поучаствовать в одном из сборов – школьном, районном или областном.

ВОПРОСЫ ПОСЛЕ СЕМИНАРА

– Какой состав отрядов, на ваш взгляд, наиболее оптимален?
– В первые годы существования «Веснянки» в отрядах объединялись представители школ одного типа: городские шли в один отряд, сельские – в другой. Казалось, что это даст возможность делегатам сравнивать свою работу, общаться вокруг одних проблем. Причем в отряде педагоги и дети из одних делегаций работали вместе. Однако этот вариант не оправдал себя, так как искусственно суживались рамки общения педагогов и детей; педагоги традиционно ставили себя в позицию лидеров, руководителей, а дети привычно оказывались в положении исполнителей. Это существенно мешало воплощению самой идеи разновозрастного сбора.

– В любом деле те, кто стоял у истоков, становятся своеобразной элитой. У вас старожилы сборов каждый год участвуют в качестве рядовых участников или вы нашли их опыту другое применение?
– Анализируя работу сбора «Веснянка» за первые годы, его организаторы пришли к выводу, что необходимо найти особое место для педагогов-«старичков». Им необходимо не только овладение новыми технологиями, но и рефлексия своего опыта, возможность поделиться им с коллегами, реализовать его в новой ситуации. В то же время, работая в отрядах наравне с педагогами-новичками, они невольно становились в позицию руководителей: новички невольно подражали им, что мешало развитию самостоятельности, собственного творчества. Отряд «старичков» работает по собственной программе, участвуя в то же время в делах сбора. Создание этого отряда обозначило, кстати, проблему взаимодействия лидеров-педагогов между собой, их умения выстраивать собственные отношения не только при подготовке дел, но и в повседневной жизни. Анализ деятельности этого отряда дал материал, который используется в работе с педагогами во время курсовой подготовки в Институте усовершенствования учителей.

– Каким образом опыт проживания на сборе используется в школе?
– Опыт работы на сборе помогает учителям создавать комфортные условия для учеников. Они на практике понимают, каким образом можно строить работу на уроке, чтобы включить каждого ребенка в продуктивную деятельность. На сборах отрабатываются, например, такие технологии, как диалоговая, технология групповой познавательной деятельности. Меняются и формы проведения родительских собраний: они проводятся в виде «круглых столов», деловых игр, дискуссий.

– На ваших сборах такой неоднородный состав – по возрасту, опыту, социальному положению. Уделяете ли вы особое внимание какой-то группе?
– Особенное внимание мы стараемся уделять делегациям сельских школ. Ученики и педагоги сельских школ привыкли к довольно узкому кругу общения, нередко испытывают затруднения в общении с незнакомыми людьми. Педагоги бывают довольно авторитарными. И требуется особенный такт, настойчивость, чтобы преодолеть это. В то же время многие сельские педагоги настойчиво стремятся осваивать современные технологии, изучать все новое, что происходит в школьной педагогике. Поэтому в рамках сбора мы рекомендуем организаторам планировать индивидуальные консультации для педагогов.

– С какого возраста, по вашему мнению, можно приглашать на сборы школьников?
– В последние годы во многих школах проводятся сборы для начальных классов. Впервые такой сбор прошел в средней школе № 9 г. Ржева, затем его организовали в сельской Краснопресненской школе, а теперь этот опыт развивают и в других школах области. Организаторами сборов становятся ученики старших классов, для которых это тоже событие. Они открывают возможности, таланты малышей, открывают себя как старшего друга и педагога, изменяется их отношение к ученикам начальной школы. Отряд старшеклассников становится связующим звеном в системе лагерных сборов в школе.

– Существует ли отбор ребят для участия в сборе?
– Существует, но в разных случаях выбирают по-разному. Часто на сборы попадают лидеры. Согласитесь, это логично: давать детям возможность развивать способности и предоставлять шанс заявить о себе, почувствовать успех при организации какого-то дела. Иногда на осенний школьный сбор записываются «в очередь» еще с лета. И количество желающих превышает возможности школы. Я знаю, что в одной из таких школ организатор, не видя выхода из такой ситуации, просто сказала: кто первый принесет деньги за питание-проживание, тот и поедет.

– А трудных детей берете?
– Еще как. Иногда учителя так и говорят, обсуждая состав будущих участников сбора: «Уж такой балбес. Надо его взять обязательно!» Такие ребята в первый день ходят, просто раскрыв рот от удивления, а потом проникаются духом сбора, испытывают воодушевление от того, что их слушают и принимают всерьез. И на следующий год обязательно хотят поехать снова. Кстати, родители тоже радуются, узнав, что их ребенок поедет на сбор. Даже жалеют, что он проходит лишь раз в году.

– Вы все время упоминаете, что на сбор выезжают. А можно ли его провести прямо в здании школы?
– Очень желательно все же вывезти участников на природу. Этому трудно найти рациональное объяснение, но в закрытом помещении быстро возникает перенапряжение. А под открытым небом происходит разрядка. У нас был опыт, когда несколько мероприятий подряд проходило в помещении, и все почувствовали, как сгущается усталость, пропадает легкость и удовольствие от общения. Срочно пришлось перепланировать ближайшие дела: перенести все, что возможно, на улицу. Именно поэтому хорошо бы иметь возможность часть сборовских дел проводить на природе. Или хотя бы часто переходить по улице из одного помещения в другое.

– Судя по тому, что в числе организаторов сборов Институт усовершенствования учителей, вы рассматриваете эти встречи и как форму повышения профессионального мастерства. Что дают эти несколько дней учителю как специалисту? Что вы особенно настойчиво стараетесь объяснить учителям?
– Безусловно, каждый областной, районный сбор его организаторами рассматривается как форма методической учебы. Поэтому ежедневно после отрядных «огоньков» проводится большой педсовет, на который собираются педагоги из всех отрядов, педагогический отряд «Гармония» – организатор сбора. На педсовете происходит педагогический анализ прожитого дня, его результатов; разговор о том, насколько возможно использовать те или иные подходы, формы, приемы в повседневной школьной практике. Многолетний опыт работы и на сборе, и на курсах показал, что проведение таких педагогических встреч необходимо по нескольким причинам: во-первых, для некоторых педагогов участие в совместной деятельности с детьми «на равных» весьма затруднительно, непривычно. Наиболее остро они ощущают дискомфорт в первый день, когда попадают в обстановку, где не только нужно активно участвовать в делах, но и уметь тактично и аргументированно отстаивать свои предложения, а иногда и отказываться от них. Трудно бывает осознавать, что организаторский опыт, наличие идей у ребят могут быть богаче, чем у взрослых. В первый день некоторые педагоги испытывают раздражение. Во-вторых, нередко педагоги видят только внешнюю сторону сбора: доброжелательные отношения, юмор, шутки, интересные формы работы. Они не замечают, как удается выстраивать такие отношения, почему к концу работы сбора все дети хотят заниматься какими-то делами, заботятся об общем успехе, стремятся поддержать друг друга. Поэтому подчас в школу переносится только внешняя сторона сбора. Проводятся развлекательные встречи, выезды. А главная идея – создание условий для самовыражения детей и взрослых в обстановке «общей заботы» в совместной деятельности – забывается.
В-третьих, у педагогов слабо выражены навыки оценочной деятельности, когда необходимо уметь самим и учить детей анализировать участие в делах, в общении, создавшиеся отношения с позиции самореализации, с позиции «полезности другим». Часто учителя во время итоговых «огоньков» говорят о том, какое мероприятие удалось, что было хорошо, – одним словом, по привычке ставят оценки, не отмечая своих переживаний, эмоций, открытий и разочарований.

– О чем нужно помнить не очень опытному организатору сбора? Какие проблемы могут его поджидать?
– Прежде всего необходимо сформулировать четкую цель сбора: для чего вы собираете этих людей вместе на несколько дней. Причем цель должна быть ориентирована на дальнейшую педагогическую работу. Обязательно нужно подготовить команду, объяснить учителям, особенно опытным и уверенным в себе, что хороший экспромт должен быть тщательно подготовлен. Мы не раз убеждались, что учителя иногда склонны излишне полагаться на свой опыт и авторитет: да что, я не смогу организовать группу и удержать внимание, придумать что-нибудь на ходу? Но в новой для них обстановке действительно не могут. Не говоря уже о том, что школьных, программных знаний для экспромта на сборе недостаточно: нужно обязательно почитать что-нибудь по теме, продумать педагогическое развитие этой тематики. После сбора необходимо обязательно анализировать ошибки и неудачи, доискиваться до их причин. В то же время то, что однажды блестяще удалось, нельзя тиражировать бесконечно. Очень трудно удержать уровень обсуждений, дискуссий, выступлений на оптимальном уровне. С одной стороны, не стоит быть слишком снисходительными: тогда все скатится до уровня «кое-как», с другой – слишком усложнять и поднимать планку, заорганизовывать. В идеале сбор напоминает карнавал: все свободны, воодушевлены и не скованы рамками, регламентом. Но это не хаос: карнавал требует огромной организации, просто она не давит на участников, не препятствует творчеству.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru