Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №65/2005

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
СОВЕТЫ ЭКСПЕРТА 

Дмитрий РАСТИМЕШИН

Школьные перегрузки непобедимы

В связи с большим количеством родительских писем мы возвращаемся к проблеме перегрузок детей при освоении школьных программ. Эта проблема способна сломать не только ребенка, но и его родителей.
Так откуда перегрузки берутся и как с ними бороться? Попробуем ответить.

Оказывается, по мнению врачей, самым отрицательным фактором, влияющим на здоровье ребенка, являются школьные перегрузки. Такую информацию представил министр здравоохранения РФ в 2002 году Президенту России по итогам очередной общероссийской диспансеризации школьников. Он отметил, что “перегрузки в школе колоссальные, так как расписание уроков чаще всего не учитывает физиологию ребенка”. По официальным данным, нагрузки в российских школах превышают предельно допустимые санитарные нормы на 300–400%. С этой точки зрения российская школа, несмотря на распространенные иллюзии и предрассудки, перестала быть безопасной камерой хранения для большинства детей, выносящих из ее стен кроме аттестата букет хронических заболеваний. Российская школа становится в буквальном смысле вредной для жизни.
До поздней ночи вся семья решает, проверяет, пересказывает, переводит, чертит, рисует. Дети ощущают себя загнанными лошадьми. А по нормам – детям от 5 до 12 лет нужно ложиться спать часов в девять. Существуют нормативы для выполнения домашнего задания, которые не меняются уже несколько десятков лет: в первом классе дети должны работать дома один час, в средних классах – полтора-два, в старших – три с половиной, максимум четыре. Сегодня этот режим нереален из-за того, сколько задают на дом. Обиднее всего, что нагрузки часто просто бессмысленны. Недавно была проведена независимая экспертиза школьных учебников. Вошедшие в состав комиссии педагоги и медики признали бесполезной до 70% информации, заложенной в учебниках.
А причина этого банальна. Ведь высокотехнологичным, по определению, трудом педагога сегодня управляют при помощи «свистка и секундомера» – школьного звонка и академического часа. Количество этих звонков в течение определенного этапа – главное мерило эффективности учительского труда и единственный способ определения размера его оплаты. Для того чтобы получать приемлемую зарплату, у учителя есть только один выход – становиться стахановцем. Проблема школьных перегрузок порождена исключительно уродливой экономической политикой государства по отстаиванию классно-урочной системы функционирования школы. А чем больше количество академических часов – тем соответственно больше времени ребенок вынужден проводить за выполнением домашних заданий. Тем большим становится удельный вес контрольных и иных проверочных работ. А значит, бесцельных детских стрессов. И тем меньше времени педагог в состоянии уделить каждому ученику в отдельности.
Что же делать родителям? Главное – не поддаваться на провокации школы и философски относиться к неуспехам детей. И не устраивать дома “травли” за несделанные уроки и двойки, если отдали ребенка в так называемую престижную школу. Его здоровье и душевный комфорт должны быть на первом месте. Хочется напомнить: Эйнштейн и Мандельштам были двоечниками. Кафка учился плохо по всем предметам, и чуть ли не половина голливудских кинозвезд страдали дислексией!
Важно помнить, что в жизни вашему ребенку пригодятся далеко не все знания, “вбиваемые” в школе (вспомните, много ли пригодилось вам?). Сегодняшняя система образования лишает родителей права быть полноправными заказчиками тех услуг, которые оказывает школа. К тому же мы не знаем, что именно понадобится нашим детям через 11 лет, и социальный успех мало зависит от уровня образованности. Но есть известная максима Артура Шопенгауэра: «Девять десятых счастья зависят от здоровья». Давайте следовать ей – и не ошибемся.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru