РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
СОВЕТЫ ЭКСПЕРТА
Школьные перегрузки непобедимы
В связи с большим количеством
родительских писем мы возвращаемся к проблеме
перегрузок детей при освоении школьных программ.
Эта проблема способна сломать не только ребенка,
но и его родителей.
Так откуда перегрузки берутся и как с ними
бороться? Попробуем ответить.
Оказывается, по мнению врачей, самым
отрицательным фактором, влияющим на здоровье
ребенка, являются школьные перегрузки. Такую
информацию представил министр здравоохранения
РФ в 2002 году Президенту России по итогам
очередной общероссийской диспансеризации
школьников. Он отметил, что “перегрузки в школе
колоссальные, так как расписание уроков чаще
всего не учитывает физиологию ребенка”. По
официальным данным, нагрузки в российских школах
превышают предельно допустимые санитарные нормы
на 300–400%. С этой точки зрения российская школа,
несмотря на распространенные иллюзии и
предрассудки, перестала быть безопасной камерой
хранения для большинства детей, выносящих из ее
стен кроме аттестата букет хронических
заболеваний. Российская школа становится в
буквальном смысле вредной для жизни.
До поздней ночи вся семья решает, проверяет,
пересказывает, переводит, чертит, рисует. Дети
ощущают себя загнанными лошадьми. А по нормам –
детям от 5 до 12 лет нужно ложиться спать часов в
девять. Существуют нормативы для выполнения
домашнего задания, которые не меняются уже
несколько десятков лет: в первом классе дети
должны работать дома один час, в средних классах
– полтора-два, в старших – три с половиной,
максимум четыре. Сегодня этот режим нереален
из-за того, сколько задают на дом. Обиднее всего,
что нагрузки часто просто бессмысленны. Недавно
была проведена независимая экспертиза школьных
учебников. Вошедшие в состав комиссии педагоги и
медики признали бесполезной до 70% информации,
заложенной в учебниках.
А причина этого банальна. Ведь
высокотехнологичным, по определению, трудом
педагога сегодня управляют при помощи «свистка и
секундомера» – школьного звонка и
академического часа. Количество этих звонков в
течение определенного этапа – главное мерило
эффективности учительского труда и единственный
способ определения размера его оплаты. Для того
чтобы получать приемлемую зарплату, у учителя
есть только один выход – становиться
стахановцем. Проблема школьных перегрузок
порождена исключительно уродливой
экономической политикой государства по
отстаиванию классно-урочной системы
функционирования школы. А чем больше количество
академических часов – тем соответственно больше
времени ребенок вынужден проводить за
выполнением домашних заданий. Тем большим
становится удельный вес контрольных и иных
проверочных работ. А значит, бесцельных детских
стрессов. И тем меньше времени педагог в
состоянии уделить каждому ученику в отдельности.
Что же делать родителям? Главное – не
поддаваться на провокации школы и философски
относиться к неуспехам детей. И не устраивать
дома “травли” за несделанные уроки и двойки,
если отдали ребенка в так называемую престижную
школу. Его здоровье и душевный комфорт должны
быть на первом месте. Хочется напомнить: Эйнштейн
и Мандельштам были двоечниками. Кафка учился
плохо по всем предметам, и чуть ли не половина
голливудских кинозвезд страдали дислексией!
Важно помнить, что в жизни вашему ребенку
пригодятся далеко не все знания, “вбиваемые” в
школе (вспомните, много ли пригодилось вам?).
Сегодняшняя система образования лишает
родителей права быть полноправными заказчиками
тех услуг, которые оказывает школа. К тому же мы
не знаем, что именно понадобится нашим детям
через 11 лет, и социальный успех мало зависит от
уровня образованности. Но есть известная максима
Артура Шопенгауэра: «Девять десятых счастья
зависят от здоровья». Давайте следовать ей – и не
ошибемся.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|