Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №65/2005

Информация


 

Людмила КОЖУРИНА

Ждали, готовились, договаривались – и собрались!

На два дня Московский Дом учителя стал местом встречи педагогов со всей страны

Праздник растворен в воздухе. Он в ярко-синем взгляде легендарного Виктора Шаталова, в остроумных шутках Александра Тубельского, в белоснежном наряде Софьи Лысенковой – в объятиях, поздравлениях, восклицаниях. Все красиво, все радостно: музыка, цветы, залы, темы разговоров, интонации.
О Чтения! О бесподобная ваша аура! В такой-то и надо воспитывать детей!
…Нам объявляют Чтения, а мы отправляемся куда хотим. К кому пожелаем, на столько, на сколько душе угодно. Переходы из зала в зал не возбраняются. В Большом зале, например, в разное время можно послушать Юрия Роста, Эдуарда Днепрова, Александра Асмолова, Николая Крыщука, Александра Лобка. В Малом – поучаствовать в дискуссиях, которые (тоже в разное время) ведут Александр Тубельский, Анатолий Берштейн, Ирина Демакова, Татьяна Ковалева. А можно вообще никуда не ходить: получить подарок, поболтать со знакомыми и отправиться погулять по центру Москвы. Благодать! Солнышко, свобода, никто тебя не отмечает, никуда не гонит. Да ведь и вернуться не запрещено.
Любопытно же: профессиональный тренинг психолога Дмитрия Сорокова о преодолении барьера непонимания, американский опыт воспитания интернеткультуры в пересказе Василия Кольченко. Тренинг «Дети и деньги» проводит Ирина Хоменко. «В ответе ли мы за тех, кого воспитали?» – задает вопрос Анатолий Берштейн.
Интриговала формулировка многих тем. Люди, например, спорили, что стоит за словами: «Кому интересен растущий свободный ребенок?». Может быть, вопрос поставлен некорректно, лучше спросить: «Что с ним делать, если он уже есть?». Им возражали: «Ну вот, опять «делать с ним»! Не говорил ли Соловейчик, что воспитание – это не ремонтная мастерская! Все дело в том, готовы ли взрослые принять свободного ребенка, заинтересованы ли они в таком воспитаннике?».
О взаимоотношениях взрослых и детей в эти дни можно было узнать практически все. Тут и Софья Лысенкова в кругу студентов-педагогов, и Александра Ершова с экскурсом в тайны человеческого поведения, и Лена Никитина, которую учителя не отпускали до самого вечера.
В этот раз обкатывался новый жанр Чтений, педагогические ринги по ключевым проблемам образования: ЕГЭ, предшкола, профили. Постановка тем требовала отстаивать определенную точку зрения. Можно ли измерить качество образования в баллах? Реально ли право ученика на выбор профиля в нашей несвободной школе? Так ли необходимо нашим детям гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание? Но когда в присутствии специалистов самого высокого ранга педагоги приводили аргументы «за» и «против» нововведений, вдруг оказывалось, что однозначный ответ никому не дается. Говорили не в пику друг другу, а в развитие темы. За что специалисты – руководитель Центра оценки качества образования Галина Ковалева, директор Института возрастной педагогики и психологии РАО Марьяна Безруких, член-корреспондент РАО, руководитель проекта по профильному обучению Александр Кузнецов и директор Центра социологии образования РАО Владимир Собкин – поблагодарили участников рингов.

По правилам в конце ринга каждый должен положить камешек в одну из приготовленных корзинок: «за» или «против». Тот же, кто не отдал предпочтение ни одной из сторон, мог забрать камешек с собой. Думай, определяйся, ищи аргументы и после ринга…
Все наполнялось смыслом. И расходиться не хотелось.
Под конец в зале прокручивалась пленка с записью единственного сохраненного телевизионного выступления Симона Соловейчика.
Он посмотрел в зал. Сказал, что свободного ребенка воспитывать непросто. И все-таки – радостно!

Подробный рассказ о Чтениях – в следующем номере!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru