Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №63/2005

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
ТОТ, КТО ЗНАЕТ БОЛЬШЕ НАС 

Александра БОЧАВЕР

Хватит думать о школе!

Нужно наконец приспособиться и научиться с ней мирно жить

Когда ребенок идет в первый класс, в семье многое меняется. Раньше он все больше играл, а теперь может найти занятие не только для себя, но и для всех родственников: порешать задачи, нарисовать осенние листья. Раньше он всю основную информацию черпал из семьи и привык к тому, что его нельзя наказывать, что громко говорить хорошо; или что надо почаще мыть руки… И вдруг появляется учитель, который играет совсем по другим правилам. Например, считает, что хороший ребенок – это послушный ребенок, или любопытный, или общительный. Что тогда делать и родителям, и детям?
Французский социолог Эвелин Дюваль, занимающаяся проблемами семьи, выделяет как отдельную ступень ее развития семью с детьми школьного возраста. Школа вторгается в привычную семейную жизнь и ставит ряд задач.
Во-первых, это адаптация ребенка к школе. Новый пенал и портфель обрадуют любого. Но проходит немного времени, и еще недавно радостная девочка спрашивает маму у ворот школы: «И теперь так каждый день, да?» А другая через неделю учебы ворчит: «Чего ж вы мне раньше не сказали, что это на десять лет?» Для того чтобы ребенок охотно ходил в школу каждое утро и она не вызывала у него отвращения, чтобы было интересно, нужна работа и учителей, и родителей.
Вторая задача – не дать потребности в успехе превратиться в перфекционизм и постоянное стремление к недостижимому идеалу. Человек, который хочет во что бы то ни стало достигать совершенства, всегда оказывается на грани срыва, а ребенок, выбрасывающий свою работу, чтобы не показывать кляксу или кривую букву, – это тоже не самый счастливый ребенок. Важно найти подходящее конкретному ребенку соотношение поощрений и наказаний, которое провоцировало бы не уныние, а азарт при столкновении с трудностями.
Третья задача, по Эвелин Дюваль, как это ни странно звучит, – адаптация родителей к школе. Появление учителей, которые отберут на полдня твоего ребенка и могут не полюбить его, захотеть перевоспитать или начать жаловаться, – очень сложный момент для родителей.
Школа меняет режим, отчасти субординацию и иначе распределяет авторитеты. К этому тоже надо привыкать. Родительское мнение давно определено: «ленивый, но способный», «глупая, но добрая», «умнее и краше всех»... Слова учителя на собрании («нагл и агрессивен», «ест на уроках» и пр.) часто удивляют и не стыкуются с привычным видением.
Родителю важно сохранить свою позицию и в то же время откликнуться на эти слова. Если верить только учителю, а не ребенку или, наоборот, не слышать учителей, можно вообще остаться в неведении, а заодно испортить отношения либо с ребенком, либо с его учителем. Поэтому и нужен диалог.
Четвертая задача – проведение условной границы между школой и домом. Понятно, что она проницаема: дома по вечерам случаются звонки от учителей, а в школе с утра можно съесть душистое яблоко с дачи, но нельзя допустить, чтобы эти два места слились.
В школе важны знания и отношения со сверстниками, необходим успех. Дома не обойтись без теплой атмосферы. Нельзя позволять плохим отметкам портить домашний праздник или поход в зоопарк. Поэтому важно выработать какой-то способ домашнего обращения со школой (например, ровно два часа на домашнее задание), чтобы не думать про нее постоянно.
Наконец, пятой задачей, с которой должна справиться семья в этот период, Дюваль считает установление взаимодействия с другими семьями, где есть дети школьного возраста. Родителям теперь очень нужны собеседники. Как раньше мамы беседовали на детской площадке, теперь точно так же надо обсуждать, как выбрать школу, как помочь в учебе и как понять, что думает о ребенке учитель. И детям тоже нужно рассказывать про своих друзей, свои ссоры, домашние задания и продленку, делиться впечатлениями, сплетничать, чтобы понять свой новый статус. Это «психотерапия обыденной жизни», необходимая при адаптации семьи к школе. И потребность в ней связана не с тем, что школа плохая, а просто с тем, что с привычной семейной жизнью произошли существенные изменения.
Решение этих пяти задач позволяет всей семье приспособиться к мирному сосуществованию со школой. Перестать переживать по поводу расставаний, спокойно относиться к отметкам и ценить возможность провести время вместе.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru