РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
ТОТ, КТО ЗНАЕТ БОЛЬШЕ НАС
Хватит думать о школе!
Нужно наконец приспособиться и
научиться с ней мирно жить
Когда ребенок идет в первый класс, в
семье многое меняется. Раньше он все больше
играл, а теперь может найти занятие не только для
себя, но и для всех родственников: порешать
задачи, нарисовать осенние листья. Раньше он всю
основную информацию черпал из семьи и привык к
тому, что его нельзя наказывать, что громко
говорить хорошо; или что надо почаще мыть руки… И
вдруг появляется учитель, который играет совсем
по другим правилам. Например, считает, что
хороший ребенок – это послушный ребенок, или
любопытный, или общительный. Что тогда делать и
родителям, и детям?
Французский социолог Эвелин Дюваль,
занимающаяся проблемами семьи, выделяет как
отдельную ступень ее развития семью с детьми
школьного возраста. Школа вторгается в привычную
семейную жизнь и ставит ряд задач.
Во-первых, это адаптация ребенка к школе. Новый
пенал и портфель обрадуют любого. Но проходит
немного времени, и еще недавно радостная девочка
спрашивает маму у ворот школы: «И теперь так
каждый день, да?» А другая через неделю учебы
ворчит: «Чего ж вы мне раньше не сказали, что это
на десять лет?» Для того чтобы ребенок охотно
ходил в школу каждое утро и она не вызывала у него
отвращения, чтобы было интересно, нужна работа и
учителей, и родителей.
Вторая задача – не дать потребности в успехе
превратиться в перфекционизм и постоянное
стремление к недостижимому идеалу. Человек,
который хочет во что бы то ни стало достигать
совершенства, всегда оказывается на грани срыва,
а ребенок, выбрасывающий свою работу, чтобы не
показывать кляксу или кривую букву, – это тоже не
самый счастливый ребенок. Важно найти подходящее
конкретному ребенку соотношение поощрений и
наказаний, которое провоцировало бы не уныние, а
азарт при столкновении с трудностями.
Третья задача, по Эвелин Дюваль, как это ни
странно звучит, – адаптация родителей к школе.
Появление учителей, которые отберут на полдня
твоего ребенка и могут не полюбить его, захотеть
перевоспитать или начать жаловаться, – очень
сложный момент для родителей.
Школа меняет режим, отчасти субординацию и иначе
распределяет авторитеты. К этому тоже надо
привыкать. Родительское мнение давно определено:
«ленивый, но способный», «глупая, но добрая»,
«умнее и краше всех»... Слова учителя на собрании
(«нагл и агрессивен», «ест на уроках» и пр.) часто
удивляют и не стыкуются с привычным видением.
Родителю важно сохранить свою позицию и в то же
время откликнуться на эти слова. Если верить
только учителю, а не ребенку или, наоборот, не
слышать учителей, можно вообще остаться в
неведении, а заодно испортить отношения либо с
ребенком, либо с его учителем. Поэтому и нужен
диалог.
Четвертая задача – проведение условной границы
между школой и домом. Понятно, что она проницаема:
дома по вечерам случаются звонки от учителей, а в
школе с утра можно съесть душистое яблоко с дачи,
но нельзя допустить, чтобы эти два места слились.
В школе важны знания и отношения со сверстниками,
необходим успех. Дома не обойтись без теплой
атмосферы. Нельзя позволять плохим отметкам
портить домашний праздник или поход в зоопарк.
Поэтому важно выработать какой-то способ
домашнего обращения со школой (например, ровно
два часа на домашнее задание), чтобы не думать про
нее постоянно.
Наконец, пятой задачей, с которой должна
справиться семья в этот период, Дюваль считает
установление взаимодействия с другими семьями,
где есть дети школьного возраста. Родителям
теперь очень нужны собеседники. Как раньше мамы
беседовали на детской площадке, теперь точно так
же надо обсуждать, как выбрать школу, как помочь в
учебе и как понять, что думает о ребенке учитель.
И детям тоже нужно рассказывать про своих друзей,
свои ссоры, домашние задания и продленку,
делиться впечатлениями, сплетничать, чтобы
понять свой новый статус. Это «психотерапия
обыденной жизни», необходимая при адаптации
семьи к школе. И потребность в ней связана не с
тем, что школа плохая, а просто с тем, что с
привычной семейной жизнью произошли
существенные изменения.
Решение этих пяти задач позволяет всей семье
приспособиться к мирному сосуществованию со
школой. Перестать переживать по поводу
расставаний, спокойно относиться к отметкам и
ценить возможность провести время вместе.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|