Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №63/2005

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ТЕОРЕМА СОЦИУМА 
 

Марина КРАСИЛЬНИКОВА,
Аналитический центр
Юрия Левады

«Требуются на работу…»

Когда-то такими объявлениями были увешаны все рекламные щиты, стены домов у метро, автобусных остановок и магазинов. Кажется, те времена возвращаются: об избытке рабочей силы сегодня не говорит практически никто, о дефиците – большинство руководителей. Однако экономический рост в условиях рыночной экономики диктует новые параметры этого дефицита.

 Фото ИТАР–ТАСС

В начале 90-х годов все ждали и боялись массовой безработицы. В результате образовался феномен избыточной занятости и массовых невыплат заработной платы: работники соглашались на труд за мизерную зарплату или вообще без нее, лишь бы где-нибудь числиться, а руководители сохраняли ненужных им работников, поскольку от их численности зависел объем государственной поддержки предприятия.
Однако в последние годы экономического роста в стране все чаще обсуждается проблема дефицита кадров. Как показывает наше исследование, этот дефицит испытывают как успешные, так и неуспешные предприятия самого разного профиля.
Спрос есть только на квалифицированных работников на всех уровнях производства. На нехватку квалифицированных рабочих жалуются прежде всего руководители предприятий, которые не могут похвастаться успехами; успешные предприятия с этой проблемой, в общем, справляются. Во всяком случае, руководители предприятий в три раза реже отмечают указанную проблему. Это понятно, поскольку именно они могут обеспечить опытным рабочим достаточно высокий уровень заработка. На низкий заработок как на причину дефицита квалифицированных рабочих указывают как раз руководители неуспешных предприятий; на успешных наши собеседники, если и говорили о такой проблеме, то причины называли другие, например, низкий уровень подготовки в системе профессионально-технических училищ и техникумов.
Гораздо интереснее другое наше наблюдение: много лет, еще с советских времен, говорили и писали о перепроизводстве инженеров в нашей стране, о перекосе всей системы высшего образования именно в эту «техническую» сторону, о падении престижа этой профессии, связанном именно с их перепроизводством. Теперь обнаруживается, что инженеров нашему рыночному производству не хватает.
Специалистов на производстве принято делить на две категории: линейные и функциональные. Линейные специалисты работают непосредственно на производстве, в цехах, функциональные заняты экономикой производства, его маркетингом и т.д.
По наиболее проблемным категориям работников дефицит примерно одинаковый на предприятиях разной величины и разной степени успешности. Правда, крупные и успешные предприятия реже испытывают недостаток в линейных руководителях (мастера, начальники цехов и пр.), но линейные специалисты дефицитны повсюду. На крупных и успешных предприятиях заметной проблемой становится дефицит квалифицированных специалистов функциональных подразделений.
И вот что еще интересно: на успешных предприятиях многократно возрастает дефицит исполнителей средней квалификации – служащих, офисных работников, технических исполнителей. Почти каждый третий из наших собеседников – руководителей эффективных производств – отметил нехватку персонала из этой категории, тогда как для руководителей неуспешных предприятий такой проблемы практически не существует (только 2% руководителей этой категории упомянули о нехватке служащих на своем предприятии). Такое распределение мнений отражает способность и умение руководителей успешных предприятий оценивать значимость организационно-управленческой деятельности в своем бизнесе, внимание, которое они уделяют организации производства в целом. Подобный подход к делу усиливает потребность в высококвалифицированных кадрах для функциональных подразделений и в достаточном числе обученного персонала для организационно-технического обслуживания основной деятельности.
Именно тут особенно ярко проявляется нестыковка между современным рынком труда и системой профессиональной подготовки кадров. Категория «служащий» не предполагает, как правило, высшего уровня профессиональной подготовки, но требует специфических знаний и навыков в рамках средней специальной подготовки. Однако современная система профессионального образования плохо готовит таких специалистов. Поэтому руководители ориентируются обычно на наличие у кандидата высшего образования.
Итак, дефицит квалифицированного персонала становится существенным фактором, сдерживающим развитие производства. Эта проблема сосредоточена в первую очередь в группе квалифицированных рабочих и специалистов линейных подразделений, то есть тех самых инженеров, перепроизводство которых традиционно вменяется в вину прежней советской системе подготовки кадров. Можно добавить, что в первую очередь эти же категории персонала вызывают недовольство работодателей, когда речь заходит об оценке качества работников предприятия. Каждый пятый руководитель отмечает, что уровень квалификации рабочих ниже требований производства.
Руководители ищут квалифицированных работников, предпочитая тех, кто имеет опыт работы, и жалуются на их нехватку. Очевидно, опыт работы не только ценен сам по себе, но и хоть как-то должен компенсировать недостатки профессиональной подготовки – не только в средних специальных, но и в высших учебных заведениях. Плохая подготовка кадров особенно волнует руководителей предприятий сферы деловых услуг.

В 2000 году количество высших учебных заведений в России составляло: государственные – 562 (45,9%), негосударственные – 662 (54,1%), из них имеющих аккредитацию – 203.

Численность студентов в вузах России (включая негосударственные) в 2000 году – 4 миллиона 739,5 тысячи человек, из них на дневном отделении – 2 миллиона 624,3 тысячи человек (для сравнения: в 1992 году – всего 2 миллиона 638 тысяч человек, из них на дневном отделении – 1 миллион 657 тысяч). На каждые 10 тысяч населения, таким образом, в 2000 году приходилось 280 студентов.

В вузы на дневные отделения по укрупненным группам специальностей в 2000 году были приняты: на инженерные специальности – 224,8 тысячи человек; гуманитарные дисциплины и просвещение – 152,6 тысячи; экономические – 114 тысяч; естественные – 48,6 тысячи; сельскохозяйственные – 31 тысячу; на медицинские – 30,7 тысячи человек. Подготовка ведется по 92 направлениям и 443 специальностям. За последние три года прошлого века открыто 15 новых специальностей высшего профессионального образования, в том числе 10 инженерных.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru