Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №61/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН 
 

Софи ЛЕЛУ

Задачка с подвохом

Бельгийские психологи показали, как легко внушить детям неуверенность в себе

Все знают, что школьная отметка – вещь необъективная. И дело не только в предвзятости учителя, но ребенок, зная, как низко оценивают его педагоги, одноклассники, начинает и сам сомневаться в своих способностях. А сомневаться в себе и одновременно решать сложные интеллектуальные задачи невозможно. Бельгийские психологи решили еще раз доказать очевидное несколькими остроумными экспериментами.
Первый показывал, как сильно действует на ребенка даже невысказанное недоверие. Группе девочек предложили два задания. Первое – раскрасить картинку, второе – решить трудную задачку по математике. Половина испытуемых раскрашивали изображение девочки с куклой в руках. Только 5% после этого смогли решить задачу. Рисунок напомнил им о том, что они девочки, а значит, к математике не способны. Другая половина девочек раскрашивали нейтральный пейзаж, и 22% смогли решить потом задачу. Когда тот же эксперимент провели с мальчиками (одни раскрашивали мальчика с мячом, другие пейзаж), результат получился обратный. Напоминание о половой принадлежности не обескураживало, а воодушевляло (12 и 7% успешно решивших задачу соответственно).
Во втором эксперименте ребятам предлагали решить одну геометрическую задачу. Но половине не сказали, что речь идет о важной и трудной школьной науке. «Это задачка по рисованию». Рисование – что-то легкое, необязательное. Девочки лучше справились с «рисованием». Они меньше волновались, надеялись, что у них все получится, тогда как в своих геометрических способностях давно разуверились. Мальчики явно разделились на отличников и двоечников. Отличники знали, что способны к математике, и прекрасно решали «геометрию», а с «рисованием» особенно не возились (стоит ли стараться?). Поэтому и процент успеха был невелик. Двоечники, наоборот, вложили все силы в «рисование», превзойдя отличников, но «геометрия» их пугала. Почти никто с ней не справился.
Мы видим, как сильно внешние причины влияют на успешность детей. Страх показаться «дураком» на глазах у всего класса, неуверенность в себе мешают ребятам справляться даже с несложными заданиями, идти вперед.
Что мы можем сделать? Прежде всего не подчеркивать разницу между мальчиками и девочками. Также надо по мере сил уменьшать значимость предлагаемых заданий. Не напоминать на каждой контрольной, что это подготовка к экзамену, что от этого зависит жизнь и карьера.
Педагог не всесилен. Есть семья, есть грозные проверяющие с важными тестами, есть государственные экзамены. Но кое-что мы все-таки можем. Вспомните, как много зависело от надписи на листочке: «геометрия» или «рисование».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru