Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №61/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН 
 

Мишель ДЕВОШЕЛЬ

Педагогический словарь одного лицея

Почему слово “учитель” в нем употребляется только во множественном числе

В Люксембурге в этом году открылся новый лицей, не похожий на все остальные не только в этой маленькой стране, но и во многих других странах. Ребенок получает образование, работая над различными групповыми проектами.

Три урока в день

Педагоги уверены: только в совместной работе дети учатся всем важнейшим социальным навыкам. Потому что в ситуации сотрудничества нет ни отстающих, ни двоечников. Тот, кто помогает, узнает не меньше, чем те, кому помогли.
Не только дети трудятся в командах, но и преподаватели. Каждая педагогическая команда (10 человек) берет под опеку одну параллель и ведет ее до окончания школы, заботясь о развитии детей, помогая определить темы проектов, оценить результат.
Командная работа не отменяет индивидуального подхода. Ученик выбирает себе персонального тьютора из числа учителей, преподающих в его параллели.
Школьный день длится с восьми до 16.30. Желающие могут прийти пораньше (к семи) и уйти попозже (двери запираются в 18.00, если нет спектакля или концерта). В расписании три стоминутных урока: один утром, второй днем, третий ближе к вечеру. Это время работы над разными проектами. В промежутке каждый волен выбирать себе занятие по вкусу. Можно поговорить с тьютором, поесть, погулять, поиграть в футбол или на гитаре, отрепетировать акробатический номер и позаниматься с учителями по тем предметам, которые придется сдавать в институт. Конечно, никаких домашних заданий детям не задают. Вечер они могут провести с семьей, с друзьями, а не думать с тоской о нерешенной задаче, о ненаписанном сочинении.
Над какими же проектами работают команды? В первую очередь над межпредметными тематическими исследованиями, связанными с теми вопросами, которые возникают у ребят в различных областях человеческой культуры: общественное устройство, наука, техника, спорт, здоровье, нравственные ценности. По каждой области определены основные умения, на развитие которых нужно обращать внимание в ходе работы. Ребятам помогают занятия, организованные учителями или приглашенными специалистами. Ученики также занимаются проектами в нетипичных для школьной программы сферах: музыке, театре, цирке, живописи, садоводстве. Конечный продукт представляется на суд экспертов, среди которых обязательно присутствуют “нешкольные” люди – представители взрослого мира.
Это позволяет педагогу избежать неприятной обязанности самовластно ставить ребенку отметки, наказывать его за просчеты и слабости. Оценивая результаты проектной работы, педагогическая команда (а не один человек) стремится увидеть продвижение, степень заинтересованности каждого участника. В конце года, обобщив все предыдущие комментарии к проектам, выслушав мнение самих детей о том, как продвигается образовательный процесс, команда составляет рекомендации для каждого ученика – и не столько по поводу ошибок и недоработок, сколько о том, каковы его склонности, сфера профессиональных интересов, где лучше продолжить образование.

Не храните знания!

В лицее есть еще одна удивительная особенность. Основной документ, главный манифест здесь – словарь. Не орфографический, конечно, а дважды педагогический. Во-первых, потому что объясняет самые важные для данной школы педагогические понятия. Во-вторых, потому что составлен самими педагогами. Список не поражает воображение. Наверное, и ста слов не наберется. Но без этой тоненькой книжечки невозможно было бы учителям, ученикам говорить на одном языке, сотрудничать.
Работа над словарем помогла собрать команду единомышленников-учителей. Теперь с помощью словаря подбирается команда единомышленников-учеников и их родителей. Каждому вновь пришедшему вручается заветная книга для ознакомления. И если она заинтересует читателя, значит, он пришел по адресу.
Откроем словарь почти наугад. “Компетенции”. Модное слово. В лицейском словаре определение кратко (как большинство других) и достаточно традиционно. “Это не только знания, но и умение их применить”. А последнее предложение – как раз часть философии лицея. “Ключевая компетенция состоит в том, чтобы не хранить свои знания при себе, а делиться ими с окружающими, спорить о них, не бояться вопросов. Только в диалоге мы укрепляем свои знания и развиваем компетенции”.
А знаете, кто такие учителя? Обратите внимание: не в единственном числе, как полагалось бы в нормальном словаре. Только во множественном!
“Учителя – прежде всего педагоги, а не ученые. Они озабочены не научным прогрессом, а развитием личности ребенка. Они создают условия, при которых у детей возникают и расцветают идеи. Нельзя обманывать детей. Давайте внимательно выслушаем, что они думают, и удивимся. Это первый шаг и необходимое условие для создания доверительных, искренних отношений между взрослым и ребенком. Учителя, как ученики, работают над проектами, исследуют, познают, не презирая и повседневный опыт. Чтобы школа была не тюрьмой, а привилегированным (и безопасным) пространством исследований и общественной жизни”.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru