Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №60/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

МЛАДШАЯ ШКОЛА

Сентябрь уже перевалил за половину. Где-то в далеком далеке первый звонок и общешкольная линейка, где счастливые первоклассники декламировали детские стихи и были героями дня. Теперь наступили будни. И вместе с первыми холодными дождями полились и первые слезы над неудавшейся буквой. Сейчас новоиспеченным ученикам особенно нужна поддержка и помощь взрослых, чтобы радостная готовность учиться не улетучилась. Давайте освежим знания детской психологии, давайте расставим мебель в классе с умом, давайте больше играть с шестилетками и без оглядки прощать им школьные промахи. Давайте просто, ни за что, не ради отметок любить этих великих маленьких тружеников. И пусть их школьная одиссея окажется не только трудной, но и захватывающе интересной!

Общаться, исследовать, сочинять, играть...
О том, что на самом деле главное для шестилетних учеников

Все первоклассники так или иначе испытывают трудности привыкания к школе. Но часто оказывается, что основная причина трудностей – не в отставании развития, а в том, что сама природа школы не соответствует природе маленького ребенка, приходящего в нее. И должно утечь много времени и слез, чтобы это привыкание все-таки произошло. Но, к счастью, бывают школы и учителя, которые не ведут ребенка за собой, а идут рядом с ним в мире школьных наук. И устраивают его школьную жизнь сообразно детской природе. Не забывая, разумеется, о серьезном образовании. Наша газета много раз писала о необходимости создания особой развивающей среды для разных школьных возрастов. Мы снова и снова возвращаемся к этой теме, потому что пространство школы, устроенное для ребенка, а не помимо него, существенно облегчает первокласснику вхождение в мир знаний.

“Моя жизнь монотонна: я охочусь за курами, люди охотятся за мной”, – говорил Лис из “Маленького принца”. Школу губит однообразие. Похожие один на другой уроки, парты в ряд, почти армейская дисциплина. И приходят в сентябре первоклассники, еще вчера игравшие в подготовительной группе детского сада… Разнообразие, активность, возможность выбора – вот что им нужно, поскольку только через игру и деятельность, через движение и общение они могут чему-то научиться. Поэтому в нашем “Ковчеге” жизнь первоклассников устроена совсем по-иному, непривычным нам с детства образом.
Первые четыре урока ведет учитель. Это “основные уроки” – математика, русский язык, чтение, естествознание. Обычные школьные уроки, но проходят они необычно. Первое, что бросается в глаза в классе, – парты стоят “квадратами”, так, чтобы можно было работать группе из 3–4 детей. Согласитесь – гораздо приятнее видеть лица товарищей по классу, чем их затылки. Почему в обычной школе парты стоят рядами? Просто потому, что основной способ учения там – слушание учителя и ответы на его вопросы. И конечно, молчание, молчание и поднятая рука… А у нас большую часть урока дети работают в группах и самостоятельно – решают задачи на карточках, читают книги, пишут текст. А еще обсуждают, рассказывают, показывают…
Но парты – это не главное. Учебная комната первоклассников вообще не похожа на класс. Класс не вполне похож на “класс”. На стенах вместо таблиц “звонких и глухих звуков” – рисунки детей, тексты, написанные ими на разных уроках и, как правило, напечатанные на компьютере. Вдоль стен – стеллажи с книгами, ящички с карточками – это индивидуальные задания по математике, русскому языку, естествознанию; материалы для поделок, настольные игры, конструкторы. Отдельный шкаф – уголок для опытов: весы, магниты, емкости для воды, батарейки, лампочки… Дети не сидят за партами весь день, они могут ходить по классу, взять со стеллажа книгу, выбрать карточку с заданием, они могут подойти к учителю, если возникает такая необходимость.
Но и обстановка класса – это не самое главное. Главное, что уроки проходят по-другому. Уроки русского языка – это не изучение бесконечных орфограмм и исключений к ним, а сочинение текстов, возникающих по разному поводу, то, что в педагогике Селестена Френе называется “свободные тексты”. Дети пишут в среднем по два таких текста в неделю. Работа обсуждается с учителем, ошибки исправляются. Итог работы – публикация в журнале класса или в стенной газете. Так что всегда любой ребенок может увидеть результат своих трудов и отношение к ним не только учителя. Уроки чтения – это постановка разнообразных спектаклей на материале прочитанных художественных текстов. Математика – вполне реальная, из жизни, с опорой на детский опыт – измеряем, подсчитываем, сравниваем. А кроме того, каждому предлагается множество разнообразных задач и примеров на карточках для индивидуальной работы. Уроки естествознания и истории – это опыты в маленькой лаборатории, наблюдения, работа с книгами, просмотр видеофильмов.
Два из первых “утренних” уроков еще более или менее похожи на привычные всем уроки. Следующие два наполнены индивидуальной и групповой работой детей. Кто-то решает математические задачки, кто-то сочиняет, кто-то читает выбранную им самим книгу. У каждого маленького ученика есть свой план работы – “маршрутный лист”. С помощью учителя, а потом и сам он планирует свою работу на всю учебную неделю, отмечает, что уже удалось сделать. Конечно, учитель не выключен из процесса свободного учения детей – он может, например, обратить внимание ребенка на то, что ему не удаются примеры на сложение с переходом через десяток, и может посоветовать ему подходящую карточку. В конце каждого урока десять минут выделяется на групповую работу – сравнение результатов, обсуждение.
После такой насыщенной первой половины дня полагается обед и прогулка на улице. А потом начинают работать студии – гончарная мастерская, рисование, театр, музыка, моделирование, шахматы, хореография. Каждый выбирает одну или несколько студий из списка каждую четверть. Это важно, чтобы можно было попробовать себя в разной деятельности. Вечером же бывают английский язык и физкультура. Английского языка немного; пока дети маленькие, приоритеты другие – рисование, музыка, спортивные игры. То, что потом не наверстаешь. Вечером, перед уходом домой, снова прогулка. А если погода непрогулочная – чтение вслух и “тихие”, “комнатные” игры. Любой психолог скажет, что ненаигравшийся ребенок становится несчастливым взрослым… А мы стараемся делать школу, где растут счастливые люди.

Рустам КУРБАТОВ,
директор лицея “Ковчег-XXI”
г. Красногорск-2,
Московская область


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru