МЛАДШАЯ ШКОЛА
Сентябрь уже перевалил за половину.
Где-то в далеком далеке первый звонок и
общешкольная линейка, где счастливые
первоклассники декламировали детские стихи и
были героями дня. Теперь наступили будни. И
вместе с первыми холодными дождями полились и
первые слезы над неудавшейся буквой. Сейчас
новоиспеченным ученикам особенно нужна
поддержка и помощь взрослых, чтобы радостная
готовность учиться не улетучилась. Давайте
освежим знания детской психологии, давайте
расставим мебель в классе с умом, давайте больше
играть с шестилетками и без оглядки прощать им
школьные промахи. Давайте просто, ни за что, не
ради отметок любить этих великих маленьких
тружеников. И пусть их школьная одиссея окажется
не только трудной, но и захватывающе интересной!
Общаться, исследовать, сочинять,
играть...
О том, что на самом деле главное для
шестилетних учеников
Все первоклассники так или иначе
испытывают трудности привыкания к школе. Но
часто оказывается, что основная причина
трудностей – не в отставании развития, а в том,
что сама природа школы не соответствует природе
маленького ребенка, приходящего в нее. И должно
утечь много времени и слез, чтобы это привыкание
все-таки произошло. Но, к счастью, бывают школы и
учителя, которые не ведут ребенка за собой, а идут
рядом с ним в мире школьных наук. И устраивают его
школьную жизнь сообразно детской природе. Не
забывая, разумеется, о серьезном образовании.
Наша газета много раз писала о необходимости
создания особой развивающей среды для разных
школьных возрастов. Мы снова и снова
возвращаемся к этой теме, потому что
пространство школы, устроенное для ребенка, а не
помимо него, существенно облегчает
первокласснику вхождение в мир знаний.
“Моя жизнь монотонна: я охочусь за курами, люди
охотятся за мной”, – говорил Лис из “Маленького
принца”. Школу губит однообразие. Похожие один
на другой уроки, парты в ряд, почти армейская
дисциплина. И приходят в сентябре
первоклассники, еще вчера игравшие в
подготовительной группе детского сада…
Разнообразие, активность, возможность выбора –
вот что им нужно, поскольку только через игру и
деятельность, через движение и общение они могут
чему-то научиться. Поэтому в нашем “Ковчеге”
жизнь первоклассников устроена совсем по-иному,
непривычным нам с детства образом.
Первые четыре урока ведет учитель. Это “основные
уроки” – математика, русский язык, чтение,
естествознание. Обычные школьные уроки, но
проходят они необычно. Первое, что бросается в
глаза в классе, – парты стоят “квадратами”, так,
чтобы можно было работать группе из 3–4 детей.
Согласитесь – гораздо приятнее видеть лица
товарищей по классу, чем их затылки. Почему в
обычной школе парты стоят рядами? Просто потому,
что основной способ учения там – слушание
учителя и ответы на его вопросы. И конечно,
молчание, молчание и поднятая рука… А у нас
большую часть урока дети работают в группах и
самостоятельно – решают задачи на карточках,
читают книги, пишут текст. А еще обсуждают,
рассказывают, показывают…
Но парты – это не главное. Учебная комната
первоклассников вообще не похожа на класс. Класс
не вполне похож на “класс”. На стенах вместо
таблиц “звонких и глухих звуков” – рисунки
детей, тексты, написанные ими на разных уроках и,
как правило, напечатанные на компьютере. Вдоль
стен – стеллажи с книгами, ящички с карточками –
это индивидуальные задания по математике,
русскому языку, естествознанию; материалы для
поделок, настольные игры, конструкторы.
Отдельный шкаф – уголок для опытов: весы,
магниты, емкости для воды, батарейки, лампочки…
Дети не сидят за партами весь день, они могут
ходить по классу, взять со стеллажа книгу,
выбрать карточку с заданием, они могут подойти к
учителю, если возникает такая необходимость.
Но и обстановка класса – это не самое главное.
Главное, что уроки проходят по-другому. Уроки
русского языка – это не изучение бесконечных
орфограмм и исключений к ним, а сочинение
текстов, возникающих по разному поводу, то, что в
педагогике Селестена Френе называется
“свободные тексты”. Дети пишут в среднем по два
таких текста в неделю. Работа обсуждается с
учителем, ошибки исправляются. Итог работы –
публикация в журнале класса или в стенной газете.
Так что всегда любой ребенок может увидеть
результат своих трудов и отношение к ним не
только учителя. Уроки чтения – это постановка
разнообразных спектаклей на материале
прочитанных художественных текстов. Математика
– вполне реальная, из жизни, с опорой на детский
опыт – измеряем, подсчитываем, сравниваем. А
кроме того, каждому предлагается множество
разнообразных задач и примеров на карточках для
индивидуальной работы. Уроки естествознания и
истории – это опыты в маленькой лаборатории,
наблюдения, работа с книгами, просмотр
видеофильмов.
Два из первых “утренних” уроков еще более или
менее похожи на привычные всем уроки. Следующие
два наполнены индивидуальной и групповой
работой детей. Кто-то решает математические
задачки, кто-то сочиняет, кто-то читает выбранную
им самим книгу. У каждого маленького ученика есть
свой план работы – “маршрутный лист”. С помощью
учителя, а потом и сам он планирует свою работу на
всю учебную неделю, отмечает, что уже удалось
сделать. Конечно, учитель не выключен из процесса
свободного учения детей – он может, например,
обратить внимание ребенка на то, что ему не
удаются примеры на сложение с переходом через
десяток, и может посоветовать ему подходящую
карточку. В конце каждого урока десять минут
выделяется на групповую работу – сравнение
результатов, обсуждение.
После такой насыщенной первой половины дня
полагается обед и прогулка на улице. А потом
начинают работать студии – гончарная
мастерская, рисование, театр, музыка,
моделирование, шахматы, хореография. Каждый
выбирает одну или несколько студий из списка
каждую четверть. Это важно, чтобы можно было
попробовать себя в разной деятельности. Вечером
же бывают английский язык и физкультура.
Английского языка немного; пока дети маленькие,
приоритеты другие – рисование, музыка,
спортивные игры. То, что потом не наверстаешь.
Вечером, перед уходом домой, снова прогулка. А
если погода непрогулочная – чтение вслух и
“тихие”, “комнатные” игры. Любой психолог
скажет, что ненаигравшийся ребенок становится
несчастливым взрослым… А мы стараемся делать
школу, где растут счастливые люди.
Рустам КУРБАТОВ,
директор лицея “Ковчег-XXI”
г. Красногорск-2,
Московская область
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|