Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №60/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

1.jpg (1264703 bytes)

Беслан. Школа № ...

2.jpg (134352 bytes)

В прошлую субботу после траурных дней по годовщине Бесланской трагедии состоялось официальное открытие двух новых школ в Беслане: школы номер 8 на улице Ленина и школы на улице Коминтерна. Номера у второй школы пока нет. Поэтому просто – «школа на Коминтерна»…
На самом деле школы заработали еще 5 сентября, в понедельник. Но открытие устроили в субботу, 10 сентября.
Открытие было тихим. Школьной линейки в привычном смысле не было. Родителей особенно не приглашали. Понятно почему.
Открывать две, быть может, самые грандиозные школьные новостройки в истории нашей страны прилетел министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко. В рекордно короткие сроки в маленьком, далеком от мегаполисов городе Беслане усилиями многих организаций и фирм возникли два современнейших школьных здания, построенных по специально разработанному проекту. Говорят, что, став министром образования, Андрей Фурсенко поразился печальному виду многих российских школ. Теперь министр знает, какими могут быть российские школы.
Две школы – подарок Беслану от России, от Москвы – демонстрируют мощь новой России, которая может все. Когда на то есть политическая воля.

Три этажа, просторные холлы, светлые коридоры, классные комнаты с высокими потолками, лифты в каждом крыле, два спортзала – игровой и гимнастический, третий зал с современными силовыми тренажерами, зимний сад, цветники на крыше школы, раздельные учительские для педагогов начальной и средней школы, слесарная и столярная мастерские, отдельные кабинеты для всех специалистов: логопеда, психологов, стоматолога, отдельные кабинеты у каждого из завучей, кабинет домоводства, кабинет швейного мастерства. Во всех классах и кабинетах компьютеры и телефоны. Столовая и весь пищеблок оснащены по последнему слову техники, включая хлебопекарню, комнаты для разделки различных продуктов, овощехранилище, холодильные камеры, комнату отдыха и гигиены работников пищеблока; просторная библиотека с огромным книгохранилищем; в раздевалках при спортзалах душевые, на всех этажах в каждом крыле туалет для девочек, туалет для мальчиков, туалет для преподавателей, туалет для инвалидов (так и написано), гигиеническая комната; актовый зал, музыкальный класс, комнаты отдыха и игровые комнаты для маленьких школьников... Во дворах школ – открытые спортивные площадки, которым позавидовали бы любые спортивные центры страны.
Школа обнесена высоким забором и серьезно охраняется. Главный пост охраны в центральной части вестибюля с пультами и мониторами, на которые сводится информация с разных камер. Дополнительные посты – на каждом этаже школы. Где-то есть еще и тревожные кнопки. А еще невидимые глазу неспециалиста системы воздушного вентилирования, противопожарные устройства и, наконец, система управления школьными звонками. Впечатляет.
Впечатляет, даже если всего этого не знать. На улице Ленина я застал интересную картину. Продавщицы соседнего магазина с высокого крыльца наблюдали за школой. На мой вопрос веселые продавщицы ответили, что вот так, открыв рот, стоят здесь уже месяцев шесть – не меньше. Все не могут поверить, что происходящее – реальность. И эти площадки, и зеленые газоны, которые, оказывается, можно то ли вырастить за одну ночь, то ли откуда-то привезти.

На встречу с министром в актовый зал «школы на Коминтерна» собрались директора, завучи и учителя со всего города. Андрей Фурсенко отвечал на вопросы.
По общему мнению учителей, республика вряд ли потянет содержание этих школ-новостроек. Министр предположил, что они будут переданы в федеральное ведение.
По рассказам учителей, однозначные, прямые ответы на их вопросы министру чаще всего не удавались. Но можно представить, каково было министру страны в школе, где в актовом зале находились учителя, которых государство не сумело уберечь от самого страшного?

В новую школу пришли ученики, участвовавшие в школьной линейке прошлого года. Те, кто выжил. Кто спасся. Кого спасли. Прошедший год был для них тяжелейшим испытанием: все вокруг снова и снова напоминало о случившейся трагедии. Психологи, учителя говорят, что в какой-то момент стало ясно: это нужно остановить.
Но как? Город маленький. Погибших много.
Таксист по дороге из аэропорта повторял одну и ту же фразу: «…Так мучить? Фашисты так не делали. Смотреть в глаза детям, просящим есть и пить?
Ей-богу, убили бы сразу»…

Учителя и дети обнимаются при встрече в школе.
Не приветствуют, а обнимаются.
Первоначально получилось так, что ученики первой школы оказались в разных бесланских школах. Но жизнь берет свое, и постепенно многие дети, да и учителя, снова собираются в одной школе – в школе на Коминтерна, даже несмотря на то, что ходить туда дальше. Дух школы остался и теперь, после долгих мытарств, словно обретает свою новую обитель. И удивительно видеть, как никто не препятствует этим спонтанным переходам, хотя понятно, что документы уже оформлены и что каждый переход вызывает немалые трудности. Но в этом городе, в этом месте мира стремление найти, обрести себя сильнее всех возможных бюрократических препон. И оказывается, ничего страшного.

В некоторых классах пока еще нет парт. Не завезены и многие учебники. Мебель и книги идут «КамАЗами» из Москвы и будут в Беслане не сегодня завтра. А пока ученики занимаются, составив стулья в круг.
Я, естественно, и не собираюсь угадывать, кто из учеников пятого класса, рассуждающих сейчас о значении литературы в нашей жизни, был в том спортзале. Но когда слышишь чуть более взрослую речь, внутренним слухом понимаешь, что дети здесь с другим опытом жизни.

Спрашиваю у учителей: а что в этой замечательной школе не замечательно? На меня замахали руками. Здесь всего в таком избытке, что «спасибо и Москве, и правительству, и всем-всем-всем, всему миру, кто так помог и помогает нам».
Но все-таки одна просьба прозвучала.
Новая школа находится через железную дорогу от бывшей школы номер один. Многим ученикам и учителям приходится ходить через железнодорожные пути. Переход-переезд далеко. И дело даже не в интенсивности движения поездов, а в насыпи из щебня, в котором ломаются учительские, да и ученические каблучки.
Я даже рассмеялся: по сравнению со строительством школы асфальтовый пешеходный переход – не проблема. И в тот же вечер, разговаривая по случаю с людьми, принимающими решения, задал вопрос про пешеходную дорожку.
И тут оказалось, что ни учителя, ни я сам даже представить не можем, насколько масштабны планы помощи Беслану.
На сегодняшний день существует два проекта перехода через железнодорожные пути в этом месте. Начну со второго. Построить воздушный пешеходный мост. А первый – перенести железную дорогу за город, а на этом месте разбить бульвар. Две школы, старая и новая, будут смотреть друг на друга через бульвар.
Вот уж действительно… спасибо всем!

Из речи учителей:
«Я часто думаю, неужели такому количеству детей надо было погибнуть, чтобы построили эти школы? Наша школа была старая-старая, но там было уютно. Материальная база была, конечно, ужасная. Но мы всегда сами старались и покрасить, и побелить.
Все держалось на инициативе учителей. Занавеси сами покупали, наглядные пособия с детьми делали. Учебники, методическую литературу покупали за свои деньги».

В современной столярной современной бесланской школы на Коминтерна учитель технологии собрал ненужный упаковочный материал, из которого получатся, по его словам, замечательные заготовки для урока труда.
Расписание занятий в вестибюле написано привычно от руки. Аккуратным почерком.
Новый телефонный аппарат в одном из классов поставлен на самодельную подставку.
Дух школы – школы номер один города Беслана – постепенно обживает свое новое здание. Не все сразу. Поэтому и номера нет пока. Но и учителя, и дети сходятся вместе в свою школу.
Школу, которая теперь на Коминтерна.

Артем СОЛОВЕЙЧИК

 


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru