Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №57/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН 
 

Первые дни сентября – это камертон звучания целого года. Атмосфера страха или воодушевления, надежды или отчаяния, энергичный, деловой настрой или вялая видимость работы. Мы идем по тонкой грани, которую не определить никакими приборами. Стремимся установить в классе некий порядок и в то же время дать свободу творчеству, фантазии. Мы охотно поддерживаем искры детских желаний, но никому не уступаем своих лидерских позиций. Ценим индивидуальность и заботимся о создании дружного коллектива. В результате получается (если получается) ужасно хрупкое сооружение, способное рухнуть от одного неосторожного слова...
Людмила ПЕЧАТНИКОВА

Кругосветные новости

Уроки ценностей

Через год, в следующем сентябре, в берлинских школах дети будут изучать новый предмет – «Урок ценностей». Воспитательная цель нового «Урока» сформулирована так: «…развитие личностей, способных решительно противостоять идеологии национал-социализма и прочим политическим учениям, стремящимся к тирании, а также способных устроить государственную и общественную жизнь на основе демократии, мира, свободы, человеческого достоинства, равенства между полами и в согласии с природой и окружающей средой».
Во многих федеративных землях Германии ученики (или их родители) могут выбирать между «Уроком ценностей» и «Уроком религии». В Берлине «Урок религии» преподают факультативно, и более половины школьников его не посещают, предпочитая иметь побольше свободного времени. «Урок ценностей» входит теперь в обязательную программу. Это возмущает многих политиков: в частности, премьер-министр Баварии Эдмунд Штойбер (представитель партии ХСС) полагает, что, «отменяя “Урок религии”, а тем самым и возможность распознавать четкие христианские ценности, правительство оставляет людей в беде».
Конечно, «Урок религии» никто не отменяет, он остается в прежнем статусе, и берлинские школьники по-прежнему могут посещать (или не посещать) его. Возмущает противников нововведения скорее отсутствие предпочтения доминирующей в стране конфессии. Правительство же уверяет, что религиозные и мировоззренческие объединения останутся «важными партнерами школ». Планируется организовать встречи учеников с представителями всех крупных мировых религий.

Изучайте Штайнера!

Недавнее официальное исследование британских ученых признало вальдорфские школы, работающие по заветам философа Рудольфа Штайнера, максимально эффективными в трех областях: сохранении у детей устойчивого интереса к обучению, раннем изучении иностранных языков и привлечении ученика к управлению образовательным процессом, к выбору тем и форм работы. Государственным школам министерство предложило изучить опыт коллег и по возможности следовать ему. Более того, планируется создание первых в Великобритании государственных вальдорфских школ. До сих пор они существовали только как независимые, альтернативные.
Таким образом, чиновники стремятся сделать национальные школы максимально разнообразными, чтобы у родителей и детей было больше возможностей для выбора условий образования. Разным ученикам нужны разные методики, программы, учителя. Одинаковые школы для всех, одинаковые уроки, учебные планы – не нужны. По крайней мере в Британии.

Чек для двоечника

В штате Огайо (США) с сентября начинает действовать программа материальной поддержки «трудных учеников». По заявлению такого несчастного старшеклассника государство обязуется выдать ему чек на оплату обучения в частной школе в размере пяти тысяч долларов. Чиновники надеются, что переход в более благоустроенную, благополучную школу положительно скажется на успеваемости ребенка и позволит ему успешно завершить образование, а не остаться на улице без аттестата и без надежд на будущее.
Есть и другой способ поддержать неуспевающих. Если школа не может обеспечить ученику нормального уровня знаний, ей придется из своих средств оплатить его занятия с репетиторами. Правда, в этом случае и школа, и государство должны проконтролировать качество дополнительных занятий.

Самая читающая страна в мире

Летом были подведены итоги международного исследования, посвященного тому, как проводят свободное время жители 30 разных государств мира. Теперь достоверно известно, что самая читающая страна – Индия. Средний гражданин тратит там около 11 часов в неделю на изучение различных письменных текстов. Самая телевизионная страна – Таиланд. 22 часа в неделю проводит таиландец перед голубым экраном. Больше всего любят радио в Аргентине, слушают его по 20 часов в неделю. А компьютером сверх меры увлечены в Тайване (в среднем 12,6 часа в неделю). Россияне по сравнению с другими народами читают относительно много – семь часов в неделю (8-е место в рейтинге). Зато по всем остальным разделам явно уступают: телевизор – 15 часов в неделю (22-е место), радио – 6,6 часа (23-е место), компьютер, Интернет – около девяти часов в неделю (у Аргентины ровно столько же, и это 16-е место). Может быть, у нас просто времени не остается. Все работаем и работаем.

Школьная реформа начинается с учителя

В Сербии полным ходом идет процесс модернизации образовательной системы. Ключ к успеху сербские реформаторы видят в том, чтобы подготовить качественно новых учителей. Педагог учит детей так, как учили его самого. Значит, необходимо в корне изменить систему подготовки молодых специалистов и, конечно, обеспечить им достойный уровень жизни, чтобы талантливая молодежь не убегала из школы. Где взять денег в небогатой стране? Пример Японии 50-х годов (разоренное войной государство вложило максимум в школы и во многом благодаря этому вырвалось вперед в экономической гонке) показывает, что при желании средства найдутся. Дешевое обучение в конечном итоге обходится дороже.
На следующем этапе, по мнению Младена Вилотиевича, профессора, декана учительского факультета Белградского университета, следует ввести в школах определенные нормативы, касающиеся количества детей в классе, оснащенности кабинета. И только после этого можно заняться программами и методиками.
Главной ошибкой всех несостоявшихся реформ, а за 70 лет жизни Вилотиевич повидал их немало, он считает желание организаторов изменить все и немедленно. Нововведения не должны навязываться извне, но возникать как внутренняя потребность. Школа слишком инертная система, где продвигаться вперед можно только медленно и осторожно, годами.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru