Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №56/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ОБРАЗ

Путешествие примы из Петербурга в Москву
Светлана Захарова – звезда мировых подмостков

wpe113.jpg (5301 bytes)

Уж и не припомнить, когда в последний раз Большой театр устраивал творческий вечер для кого-нибудь из своих балетных солистов. Так что Светлане Захаровой, можно сказать, повезло. К своему 26-летию она получила два дорогих подарка – звание заслуженной артистки Российской Федерации и бенефис на главной сцене страны. Хотя, строго говоря, повезло, конечно, и Большому театру. В прошлом сезоне в его труппу пришла одна из лучших балерин мира. Пришла не откуда-нибудь, а из Мариинского театра.
С начала XIX века до середины века ХХ московскую балетную труппу «укрепляли» посланцы северной столицы. От Аблеца, Махаевой и Плетень до Семеновой, Ермолаева и Улановой. От Глушковского до Григоровича. Присылали лучших. Директивно. Теперь директив нет. А коллизия осталась. По-прежнему бурлят споры о петербургской строгости и московском демократизме, о чистом академизме и актерской выразительности. Чем выше уровень артиста, тем увлеченнее спорят. Светлана Захарова – яркое тому подтверждение.
Уроженка Луцка, Светлана дважды поступала в Киевское хореографическое училище. Но вовсе не потому, что проваливалась на экзаменах. Десятилетнюю девочку с феноменальными данными принимали безоговорочно. Просто в первый раз, проучившись всего четыре месяца, она вместе с семьей переехала в Восточную Германию, куда по службе направили отца. Вернувшись полгода спустя, опять поступила в училище. И… не закончила. Причиной вновь стал не провал, а успех. В 1995 году она приняла участие в Международном конкурсе молодых танцовщиков «Vaganova-Prix» в Санкт-Петербурге. Получила второй приз за исполнение партии принцессы Флорины в па-де-де из «Спящей красавицы» и была приглашена в Академию имени Вагановой сразу на третий, выпускной курс. В сольных партиях на сцену Мариинского театра Захарова выходила еще студенткой, а по окончании учебы вступила в прославленную труппу. Тогда, в 17 лет, она впервые получила приглашение из Москвы. Репетируя свою версию «Лебединого озера», Владимир Васильев увидел в начинающей балерине идеальную Одетту-Одиллию. Позже предложение повторил Александр Ворошило. Но обещанного, как известно, три года ждут. Москва ждала семь. С 2003 года Светлана Захарова – прима-балерина Большого театра.
Сегодня в ее репертуаре все ведущие классические партии, балеты Баланчина, Форсайта, Ноймайера, Макмиллана. Она покорила Париж. Увидев ее на спектакле в Версале, Михаил Барышников посоветовал шефу балета «Гранд-Опера» Брижит Лефевр «обратить внимание на Захарову». Ее всегда ждут на самых престижных сценах Японии и обеих Америк. Ее партнеры – первые балетные кавалеры мира: Игорь Зеленский и Лоран Илер, Николай Цискаридзе и Роберто Болле, Владимир Малахов и Хосе Мануэль Кареньо, Фарух Рузиматов и Андрей Уваров, Итон Стифел и Жан-Гийом Бар. Она обладатель всевозможных премий, в том числе двух «Золотых масок». Но чем больше становится список заслуг и регалий, тем острее разгораются споры.
Во время лондонских гастролей Большого театра газета «Financial Times» писала о Захаровой в «Лебедином озере»: «Безупречные физические данные и ясный, чистый академический стиль – возможно, она была чуть холодновата для раздираемой эмоциями принцессы лебедей, но потрясающе соблазнительна, сексуально неотразима в роли Одиллии». Пресловутая надменность имперской столицы и эмоциональность белокаменной – балетный спор, длящийся вот уже более двух веков. Путешествие примы из Петербурга в Москву высветило проблему с новой силой. Природа принесла ей щедрые дары – удлиненные линии, классические пропорции, гордая посадка головы, феноменальный шаг. Петербургская школа стала драгоценной оправой для редкого самородка. В представлении одних имя Светланы Захаровой давно стало синонимом академизма. Другие упрекают ее в холодности и нарушении стиля в угоду так легко, кажется, дающемуся акробатизму. Захарова это понимает. Перебравшись в Москву, по собственному признанию, стремится освоить новое, перенять лучшее. Недавно ее репертуар пополнила партия Раймонды. Скоро будет Кармен. Светлана надеется, что удастся порепетировать с Майей Плисецкой. Надеемся и мы. Быть может, в этой новой работе в полной мере воплотится равноправное сочетание танцевальной техники и актерского мастерства – основная особенность русской школы.

Наталия ЗВЕНИГОРОДСКАЯ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru