Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №55/2005

Первая тетрадь. Политика образования


ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ 

Ольга ДАШКОВСКАЯ

«Будем общаться с банками, как Маша с Дубровским, – через дупло»

Эксперты комментируют ужесточение казначейского контроля и нормативно-подушевое финансирование

Систему финансирования российского образования снова ждут изменения. Ужесточается казначейская система, запланирован переход на нормативно-подушевое финансирование. По общему мнению директоров школ, эти нововведения и полезны, и опасны одновременно. Но отменить их невозможно, и остается искать способ, как выжить в новых условиях.
Этот вопрос стал темой круглого стола «Работа учреждений образования в условиях нормативного финансирования и казначейского исполнения бюджета», прошедшего недавно в Департаменте образования Москвы.

– До конца года мы переведем на лицевые счета внебюджетные доходы и расходы образовательных учреждений, – рассказал первый заместитель руководителя Департамента финансов Москвы Серафим Ярных. – Это означает, что средства будут полностью подконтрольны казначейским органам, так же как и бюджетные. Правда, как этот контроль будет осуществляться на практике, непонятно. Федеральное казначейство не подготовило никаких конкретных документов на этот счет. Отсутствует даже программное обеспечение для бухгалтерий. Ясно одно: деньги будут поступать не напрямую в банки, как раньше, быстро и оперативно, в течение суток, а на счета казначейских органов.
– Будем общаться с Центральным банком, как Маша с Дубровским, – через дупло», – грустно пошутил Серафим Ярных, завершая свою речь.
Однако руководителям образовательных учреждений было не до шуток.
– Мы полтора года живем в условиях казначейского исполнения бюджета, – сказал директор лицея №1502 Владимир Чудов. – Ничего, кроме больших забот, нам это не дало. Уровень ответственности и объем работ возросли непомерно. Казначейство придирается к каждой букве и цифре. Постоянно меняются инструкции, по которым мы работаем, бухгалтерам постоянно приходится переучиваться. Если раньше найти квалифицированного главного бухгалтера было очень трудно, то теперь просто невозможно.
Еще меня пугает предстоящее введение нормативно-подушевого финансирования, – признался Владимир Чудов. – Придется все переделывать, в частности выгнать громадное количество ценных специалистов, закрыть научно-исследовательскую деятельность в школе, а денег от этого все равно больше не станет.
Сидящие в зале периодически прерывали Владимира Чудова аплодисментами.
– Действительно, в связи с нормативом возможно сокращение штатного расписания, – сказал секретарь ЦК профсоюза работников народного образования и науки Владимир Лифшиц. – Для грамотного внедрения новой системы финансирования школ необходим адаптационный период и серьезный анализ ситуации.
– Тогда почему же профсоюзы поддерживают нормативно-подушевое финансирование? – задали вопрос из зала.
– Это единственный объективный способ финансирования образовательных учреждений, – ответил Владимир Лифшиц.
– Не бойтесь переходить на нормативно-подушевое финансирование, – увещевала коллег заместитель руководителя Департамента образования Москвы Елена Никоненко. – Переходит вся страна, мы от этого никуда не денемся.
– Пока все школы не перейдут на нормативное финансирование, не будет решен вопрос правильного планирования бюджетных ассигнований, – высказалась начальник контрольно-ревизионного управления (КРУ) Московского департамента образования Нина Носковская. И привела несколько примеров серьезного перерасхода бюджетных средств, допущенного школьными бухгалтериями.

Подводя итоги семинара, можно констатировать, что реформирование системы финансирования образования идет по пути закручивания гаек (казначейское исполнение бюджета) и революционной ломки, ведущей к резкому сокращению кадров (переход от сметного к нормативно-подушевому финансированию).
При этом ни одно из нововведений не направлено на достижение главных задач: обеспечение хозяйственной самостоятельности школы и увеличение средств на ее развитие. Недаром даже в благополучной столице, согласно данным мониторинга, проведенного накануне учебного года, около половины опрошенных москвичей признали неудовлетворительным состояние материально-технической базы школ.
Что же касается финансовой самостоятельности, то в рамках казначейства, взявшего под свой контроль сначала бюджетные, а теперь еще и внебюджетные средства, говорить об этом просто не приходится.
Особенно сложно будет ПТУ и колледжам, которые пытаются организовать деятельность учащихся на базовых предприятиях и заработать таким образом дополнительные средства. Рамки бюджетных учреждений не позволят им принимать участие в различных конкурсах и тендерах.
Предлагаемый правительством выход – смена организационно-правовых форм (переход из статуса бюджетных учреждений в автономные) – признается сегодня малоприемлемым большинством специалистов из-за риска лишиться гарантированного бюджетного финансирования. Как констатировали большинство собравшихся, все эти нововведения являются по существу рычагом управления школой и давления на нее со стороны государства.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru