Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №54/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЗРИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС

…Не только развлечение
Несколько слов об истории кинопедагогики

Как только появилось кино, педагоги сразу заметили, какой оно обладает силой эмоционального воздействия. Вначале на фильмы водили целыми школами, классами. Появилось даже такое направление – кинообразование. Первые его ростки были уже в 30-е годы, а расцвета оно достигло в 70–80-х годах. Считалось, что фильмы – это наши помощники в воспитании. Они помогают созданию установки на восприятие определенных идей. И вот как только это было до конца понято, кино стали привлекать к нравственному воспитанию школьников.
Со временем кинематограф совершенствовался, шлифовался его язык, и оказалось, что не все фильмы могут быть по достоинству оценены зрительской аудиторией. Возникла другая проблема: воспитать зрителя. Кинопедагогика и появилась на пересечении двух этих направлений. Как когда-то воспитывали грамотного читателя, который мог и книгу выбрать, и с автором поспорить, так теперь стали воспитывать и грамотного зрителя. Эта работа была признана не только учителями-педагогами, но и деятелями кино и искусства. Они-то и возглавили это направление. В частности, Илья Вениаминович Вайсфельд, профессор ВГИКа, вместе с сотрудниками художественного образования составил целый факультативный курс для подготовки ребят. Это был факультатив в школе – основы киноискусства. Программа подготовлена вместе с Юрием Николаевичем Усовым. Ее всячески поддерживали и сами кинематографисты. Все школы входили в какие-то методические объединения, проводились эксперименты.
Затем в 88-м году была создана Ассоциация деятелей кинообразования в общесоюзном масштабе. Были наработаны определенные методические приемы, определенные подходы к анализу фильма, к организации работы в школьной аудитории. Связывалась эта работа с уроками литературы и истории. Но были и методики, ориентированные только на восприятие фильма, на постижение авторского замысла. Подросткам давались по существу киноведческие, искусствоведческие знания.
Был отобран золотой фонд фильмов, на которых велась эта работа, и можно сказать, что многие поколения воспитывались на них. Такова предыстория.
А потом… Тогдашний кинематограф в основном держался на прокате, поэтому учителя заказывали программные фильмы в кинопрокате, создавались абонементы для просмотра подобранных фильмов. Когда же кинопрокат рухнул, все это рассыпалось. К тому же в тот период новые фильмы практически не создавались, а если и были, то зарубежные – быстро испеченные боевики. Поэтому кинопедагогам было не на чем работать. Правда, привлекались старые фильмы, но у ребят, которые чутко реагируют на все – на манеру поведения героев, на их приемы – было четкое разделение кино на старое и современное, которому и отдавалось предпочтение.
Тем не менее мы поддерживали направление кинообразования: удавалось работать на классике, на экранизации литературных произведений.
Кстати сказать, мы широко изучали зарубежный опыт. Там нет такого кризиса, как у нас. На Западе хорошо развито медиаобразование, к которому относится и кино. Хотя нас это немного задевает, поскольку кино – это все-таки искусство, а не просто медиасредство, мы все же расширили свой подход, иначе взглянули на происходящее, появилась какая-то социологическая составляющая.
Сегодня уже создаются отечественные фильмы, с которыми можно работать. Например, «72 метра» или то же «Возвращение». Дети среднего школьного возраста, как ни странно, очень хорошо смотрят «Сестер» Бодрова, «Президента и его внучку». До сих пор работает фильм «Чучело», причем возраст детей, которые его смотрят, понизился. Если раньше его хорошо смотрели в 5–6 классе, то сейчас третий класс очень осознанно воспринимает этот фильм.
Тем не менее продолжает явно ощущаться голод по настоящему кино. Фильмы на современные темы, которые были бы интересны, можно пересчитать по пальцам. И дело здесь не только в отсутствии денег, главное – чтобы было что сказать.

Лариса БАЖЕНОВА,
кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией экранных искусств Института художественного образования РАН.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru