Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №53/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН 
 

3.jpg (19015 bytes)Летом учителя свободны от преподавания всяких премудростей и готовы учиться сами, обмениваться опытом. Поэтому именно летом в разных концах планеты проходит множество конференций, чтобы педагоги всех стран могли встретиться, пообщаться, понабраться новых идей, а потом, осенью, прийти в класс чуточку иными, неожиданными, интересными для учеников. Конечно, большинству из нас никогда не доведется съездить на такую конференцию: далеко, дорого, некогда. Но одной российской школе посчастливилось побывать на международном педагогическом форуме – на конгрессе демократических школ, который проходил в Берлине с 31 июля по 7 августа. Небольшая делегация вернулась в Москву, переполненная впечатлениями, замыслами. Возможно, благодаря рассказам участников, мы сможем иначе взглянуть на привычную школьную жизнь, на вроде бы незыблемые основы наших методик.
Людмила ПЕЧАТНИКОВА

Конгресс закончился. Дискуссии продолжаются

– Вернувшись с берлинского конгресса, я задумался (и приглашаю всех заинтересованных лиц к обсуждению): нужны ли альтернативным школам какие-то официальные статусы вроде «Альтернативной школы»? Поможет ли это людям, работающим в них? Вот есть бренд Садбери-скул (школа Гринберга), который приняли некоторые школы. И что в результате?

Джерри Минц, директор Центра альтернативного обучения, США

– Что ляжет в основу такого статуса? Нужна хартия, конституция. Насколько мне известно, нет точного определения, что такое Садбери-скул. Если говорить об альтернативных школах, то нужно найти общую основу, предельно конкретную. Например, отказ от тестирования и отметок.

Тодд Пратум, директор инновационной школы, США

– Я впервые оказалась на конгрессе. И впервые почувствовала себя частью огромного процесса. Только его трудно определить каким-то одним словом. Демократический, альтернативный, инновационный…
Пятый год я руковожу школой, которая считает себя Садбери-скул, и хорошо понимаю, что приспосабливаю принципы, описанные Даниелем Гринбергом, к собственному восприятию, к привычкам моих коллег и учеников. Я разделяю его философию, но вырабатываю свой способ действий.

Джинни Марксвейч, директор школы Садбери, Пуэрто-Рико

– Уже более 20 лет я занимаюсь проблемами альтернативного образования, перевидала все, что можно, домашние школы, монтессори, вальдорфские... К моему крайнему изумлению, результат всегда один. (Я не говорю о тех, кто по каким-то причинам вернулся обратно в традиционную школьную систему.) Работает любая методика. Главное – все выпускники альтернативных школ, научившись, как надо учиться, становятся внимательными, заботливыми родителями. Это наблюдение помогло мне создать свою образовательную философию. Я назвала ее «праздничное образование».
Самое важное в образовании – ориентация на ребенка и активное участие родителей. Это не значит, что мамы, папы постоянно находятся рядом с детьми. Нет, у них есть свои дела, но им обязательно должно быть очень интересно то, что делают их дети.
Основные принципы моей школы такие:
– Никакой угрозы – ребенок должен чувствовать себя в полной безопасности, в комфортной среде, среди доброжелательных взрослых, иначе его мысли будут заняты не образованием, а тем, как бы избежать опасности.
– Значимое для ребенка содержание образования.
– Возможность выбора.
– Никакой спешки и никаких проволочек – времени на работу должно отводиться столько, сколько нужно ребенку, пока сохраняется его интерес.
– Насыщенное пространство – чтобы дети могли заниматься тем, чем хотят, им необходимы разнообразные материалы, пособия, книги, газеты, а еще в школу должны регулярно приходить интересные люди, чтобы ребята могли с ними пообщаться.
– Сотрудничество – ребенок больше узнает о себе, работая с другими людьми, учится ответственности, миролюбию.
– Немедленная обратная связь – выполнив какую-то работу (или даже часть ее), ребенок немедленно получает поддержку окружающих, узнает мнение других ребят, родителей, учителей. Это делает работу гораздо более значимой и понятной для ученика.
– Мастерство – дети стремятся сделать все как можно лучше, если чувствуют, что их работа действительно кому-то доставляет радость, нужна кому-то.

Хезер Мартинсон, директор школы, США


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru