Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №51/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N49 
 

Владимир СЕВРЮГИН

За журнальным столом

«ШКОЛЬНОЕ ОБОЗРЕНИЕ. № 2, 2005«ШКОЛЬНОЕ ОБОЗРЕНИЕ. № 2, 2005

Образование в Татарстане развивается в уникальной языковой ситуации. Согласно Закону “О языках народов Республики Татарстан” в Татарстане два государственных языка: русский и татарский. Для школ республики актуальным становится одновременное изучение трех языков: русского, татарского и иностранного.
На территории республики есть также удмуртские, марийские и чувашские школы с соответствующими языками обучения и специальными учебниками.
За прошедший XX век Татарстан сменил три алфавита – арабский на латинский и латинский – на кириллицу.
В последнее время предпринимаются попытки вернуться к латинице, которая, по мнению специалистов, более точно передает строй татарского языка. Латиницу можно встретить и в художественной литературе, и даже в интерьере некоторых учебных заведений.
Все школы в Татарстане получили стотомное издание “Библиотеки русской классической литературы”, в республике при поддержке правительства была выпущена и распространена аналогичная библиотека татарской литературы. Согласно мониторинговым исследованиям качество образования в сельских школах республики все ближе к городскому уровню. Возможно, потому, что разница в обеспечении учебной литературой в городах и селах республики невелика.
Однако в школах республики есть и проблемы. До сих пор не оценены и не использованы все преимущества вариативной системы образования только потому, что ни учителю, ни библиотекарю недоступна новая актуальная образовательная информация, в том числе и об учебниках. Чтобы компенсировать дефицит информации, библиотека Института повышения квалификации работников образования города Казани уже несколько лет выписывает все без исключения педагогические издания.
(“В образовательной Республике Татарстан. Несколько сюжетов из жизни школьных библиотек”. Т.Пушкарева.)

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. № 5, 2005НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. № 5, 2005

Понравиться детям – первая педагогическая задача, которую вы обязаны профессионально решить. Конечно, для кого-то “понравиться детям” означает установить с детьми контакт, наладить доброжелательные отношения.
А кто-то “понравиться детям” воспринимает как “влюбить в себя детей”, завоевать их восхищение и обожание.
И по-другому не может быть, ведь все мы разные: кто-то сдержан в проявлении чувств, а кто-то брызжет эмоциями. И, примеряя на себя эту задачу, каждый учитывает оттенки своего темперамента и характера.
Эта задача имеет свои этапы решения. Первый из них можно было бы назвать так: произвести первое впечатление. Оно складывается (без привлечения “биополей”, “флюидов” и “энергоканалов”) из пяти ключевых компонентов: внешний вид, выражение лица, запахи, тембр голоса, жестикуляция. Здесь можно посоветовать следующее:
– Не одевайтесь в первый день чересчур ярко, но и не будьте чопорными.
– С утра пораньше изучите свое лицо – найдите мягкую, доброжелательную улыбку и, примерив ее, больше “не снимайте” до вечера.
– Перед большим зеркалом изучите свои жесты. Попробуйте сделать то, что многие позволяют делать непроизвольно: поковырять пальцем в ухе, почесать себе спину и пр. Неэстетично! Отправьте в подсознание установку на контроль за этими вульгарными движениями и некрасивыми жестами. Прорепетируйте движения мягкие, открытые, совершая которые вы нравитесь сами себе.
– И самое трудное – исследуйте свой голос. Для этого можно “записать себя на магнитофон”. Поработайте немного над правильным дыханием, над артикуляцией, прочитайте выразительные стихи.
Произвести первое впечатление – это первый этап в решении поставленной задачи. Второй этап можно было бы определить так: произвести второе впечатление. Попробуйте подумать и написать, чем бы вы могли быть интересны детям.
– Чем интересным я занимался в жизни?
– Какие у меня есть способности и таланты?
– За что меня уважают и любят друзья?
– О чем увлекательном я могу рассказать?
– Чему необычному я могу научить?
Вы, наверное, редко смотрели на себя под таким углом зрения. Хотите вы того или нет, но к вам будут присматриваться, вас будут оценивать, о вас будут высказывать суждения и умозаключения. Чтобы выдержать проверку на “интересность”, нужно подготовиться.
А теперь самое главное. Даже если вам удалось произвести на детей благоприятное первое впечатление и продемонстрировать свою разностороннюю увлеченность, не подумайте, что взаимопонимание с детьми вам уже обеспечено. Есть еще одно маленькое условие, без которого все вышеперечисленное теряет смысл.
Это условие формулируется исключительно просто: вам надо полюбить детей.
(“Мастерство вожатого в условиях загородного детского лагеря”. В.В.Лаврентьев.)

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ПЛЮС ДО И  ПОСЛЕ. № 5, 2005НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ПЛЮС ДО И  ПОСЛЕ. № 5, 2005

В новом учебнике “Моя математика” для 1–4 классов начальной школы (авторы Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких и др.) наряду с традиционными содержательными линиями курса математики включены две новые линии: “Элементы стохастики” и “Занимательные и нестандартные задачи”.
В линии “Элементы стохастики” рассматривается запись и чтение информации в виде таблиц, графов, линейных, столбчатых и круговых диаграмм, изучается ряд комбинаторных задач, дается представление о сборе и первичной обработке статистической информации, формируются понятия “чаще”, “реже”, “возможно”, “невозможно”, “случайно”, вводится понятие случайного эксперимента, его исходов, дается представление о вероятности случайных событий.
Очень важно уже с самого начала обучения математике показать школьникам, что этот предмет не сводится лишь к действиям над числами. Содержание математики гораздо шире: в ней рассматриваются не только количественные соотношения между объектами, но имеется огромное число задач, решаемых с помощью цепочек логических рассуждений, умозаключений, эвристических догадок, построения моделей.
Большинство детей приходят в школу с огромным желанием учиться, но уже к 5–6 классам познавательный интерес у многих из них угасает. Часто это происходит из-за однообразия задач, отсутствия у детей заинтересованности при их решении.
Из биографий выдающихся математиков мы знаем, что их любовь к математике начиналась именно с решения задач, не связанных с вычислениями, а требующих других математических умений.
Вот и можно задать себе вопрос: “Зачем же сначала убивать в детях интерес к математике, а затем восстанавливать его на факультативных занятиях и кружках, если можно строить преподавание математики на уроках в массовой школе так, чтобы дать детям возможность ощутить всю красоту этого предмета?”
Попыткой ответа на этот вопрос и явилась серия учебников “Моя математика”.
(“Элементы стохастики в начальной школе”. Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.Г.Рубин, А.П.Тонких.)

РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ. № 3, 2005РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ. № 3, 2005

Парадокс – в широком смысле утверждение, резко расходящееся с общепринятыми, устоявшимися мнениями, отрицание того, что представляется “безусловно правильным”; в более узком смысле – это два противоположных утверждения, для каждого из которых имеются убедительные аргументы. Явления русского языка, как правило, многоэлементны, часто разноплановы. И поэтому соединение разноплановых элементов, которое лингвисты называют синкретизмом, часто порождает явления переходности и парадоксальные, противоречивые соотношения. Среди лингвистов нередко возникают разногласия в трактовке тех или иных явлений языка. Но поскольку, как правило, эти разногласия опираются на противоречивость самих фактов языка, можно говорить о парадоксах не только науки, но и предмета этой науки – самого языка. Причины парадоксальных явлений в национальных языках нужно искать в их естественном развитии, в основном независимом от воли людей.
Несомненно, учитель русского языка должен знать парадоксальные явления языка и определять к ним свое отношение на занятиях.
При этом желательно ответить на два вопроса:
– Следует ли школьников знакомить с этими противоречиями, с разными точками зрения лингвистов, а если следует, то в каком объеме?
– Какую точку зрения, какую трактовку явлений языка следует предпочесть в работе с данным контингентом школьников?
Вряд ли стоит говорить обо всем этом на уроках в средних классах школы. А вот в старших классах, по усмотрению учителя, некоторые уточнения могут быть уместны. Например, фонема – звуковая единица языка, способная к отождествлению и различению слов, а также морфем. В большинстве школьных и вузовских учебников в русском языке называется 42 фонемы. Однако не все ученые-фонологи с этим согласны. И парадокс заключается в том, что аргументы ученых разных направлений, опирающиеся на факты языка и речи, в ряде случаев кажутся одинаково или почти одинаково убедительными.
Так, представители “московской” фонологической школы признают в русском языке лишь пять гласных фонем, считая звук [ы] лишь вариантом фонемы [и] даже в сильной позиции (под ударением).
А фонологи “ленинградской” школы утверждают, что гласных фонем шесть, поскольку [и] и [ы] целесообразно считать самостоятельными фонемами. Есть разногласия между “москвичами” и “ленинградцами” по поводу состава согласных фонем.
И с той и с другой стороны выдвигаются свои аргументы. И конечно, лингвист-филолог может быть сторонником той или другой филологической концепции. Но если он читает лекции студентам по современному русскому языку или преподает русский язык в школах повышенного типа (например, профильных), он обязан изложить доводы сторонников той и другой точек зрения. Он должен избегать резко негативных оценок (“неправильно”, “ненаучно”), помня о том, что и то и другое направление представляют выдающиеся лингвисты, с аргументацией которых нельзя не считаться.
(“Рассказы о парадоксах русского языка”. М.Б.Успенский.)

ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И АДМИНИСТРАЦИИ ШКОЛЫ. № 2, 2005ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И АДМИНИСТРАЦИИ ШКОЛЫ. № 2, 2005

Сейчас часто говорят и пишут об “элитарном образовании”. При этом чаще всего имеют в виду платные гимназии, вузы, куда гимназистов и студентов возят с охраной, где кормят деликатесами, где освобождают от трудных предметов, например, математики и т.д. Но это вовсе не элитарное образование – это способ воспитания новорусских барчуков. Настоящее элитарное образование – это совсем другое.
В обществе всегда была и будет необходимой профессиональная элита.
Это и ученые, и политики, и врачи, и юристы, и художники, и ремесленники. Это относительно тонкий слой специалистов.
Под профессиональной элитой понимаются такие люди, которые задают в обществе образцы, высшие уровни профессиональной деятельности. Воспитание профессиональной элиты – задача не только высшей, но и общеобразовательной школы.
Чем же отличаются элитарные учебные заведения от обычных?
1. Системой отбора прежде всего. Но не какого-то искусственного, а именно естественного отбора. Считается, что людей надо “отбирать на обучение профессии” по специальным задаткам и способностям.
Это наверняка справедливо для некоторых профессий весьма ограниченного круга – для артистов, художников, летчиков и т.п.
Но для большинства остальных профессий профессиональный отбор не только не целесообразен, но в определенной мере опасен. С одной стороны, всегда есть риск ошибки в выборе критериев профессионального отбора. С другой – коллективы профессионалов с четко определенными, четко очерченными способностями могут успешно выполнять свои функции только в конкретных и не изменяющихся условиях. Любое изменение ситуации для такого сообщества окажется катастрофой.
Так что, очевидно, для отбора есть единственный способ: дать возможность человеку – ребенку, юноше, девушке – проявить себя в деятельности – в учебе, труде. Дать возможность в деле проявить свои задатки и упорство. Упорство – важнейшее качество элитарной личности, и оно должно формироваться с ранних лет.
2. Второе отличие элитарных учебных заведений от обычных – режим учебы. Режим особый, жесткий, напряженный. Как показывает исторический опыт, элита общества (в хорошем смысле) формируется в достаточно суровых условиях. В элитарных учебных заведениях “интернатный” режим отличается жесткостью не только в смысле бытовых условий, но и в смысле огромной учебной нагрузки и обязательных занятий спортом. Такую учебную нагрузку выдерживают не все – процент отсева весьма высок. Но у тех, кто ее выдерживает, воспитывается упорство и высочайшая работоспособность.
3. Еще одно отличие – преподавание всех предметов на высоком уровне трудности. Причем в процессе обучения в элитарном учебном заведении не делается никакого различия по степени важности между естественно-научными и гуманитарными предметами. Все одинаково важны! И это главная отличительная черта элитарных учебных заведений.
К сожалению, в обществе сложились довольно устойчивые заблуждения о разделении естественно-научного, технического и гуманитарного образования, о разделении между естествознанием и гуманитарной культурой. Но необходимо помнить, что мы все живем в особом типе культуры – техногенной. Техногенная культура, в частности естественные, математические и технические науки, существенным образом изменяет и менталитет человека, приучает людей к анализу явлений, к поиску альтернативных решений, к четкости формулирования понятий и проведения логических операций, к критическому восприятию суждений.При всем том нельзя умалять значения гуманитарного образования. Более того, в новых условиях, требующих от каждого человека самостоятельности в выборе профессии или смене ее, в поисках работы или вообще ответственности за свою судьбу, роль гуманитарного образования, формирующего широту кругозора, гибкость мышления, гражданственность, еще более возрастает.
Таким образом, речь необходимо вести не о противопоставлении гуманитарного и естественно-научного, технического образования, не о приоритете одного над другим, а о поисках путей улучшения и того и другого в их единстве и взаимосвязи. В той сфере образования, которая по праву считается элитарной, важнейшее внимание уделяется мощной общеобразовательной подготовке. Напомним, что знаменитый Царскосельский Лицей – элитарное учебное заведение – был учреждением общего образования – высшего общего образования. Кстати, невольно напрашивается вопрос:
а туда ли идет сегодня наша система образования со своей профилизацией общеобразовательной школы?
(“Элита – не “новорусские”, а будущие Ломоносовы”. А.М.Новиков.)

ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ. № 4, 2005ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ. № 4, 2005

В современной школе восстанавливается предмет словесность. Уже вышел учебник для 7 класса “Русская словесность” Р.И.Альбетковой.
Термин “словесность” имеет много значений:
1. Словесность этимологически определяется как способность человека выражать свои мысли и чувства в слове, поэтому словесность объяснялась в классических русских учебниках как природный дар, которым человек отличен от других одушевленных созданий.
2. Словесность – это совокупность словесных произведений (текстов). Можно говорить о словесности какого-либо народа, например, русской словесности. Рассмотрение всей совокупности произведений словесности невозможно, поэтому филологи ставят вопросы о классификации и отборе наиболее ценных и культурно значимых текстов.
3. Словесность изучается и осмысливается как искусство создания словесных произведений. Словесность как искусство речи предполагает постижение законов словесного творчества и обучение правилам, приемам создания словесных произведений.
4. Классический термин “словесность” был для русских ученых первой половины XIX века аналогом термина “филология”, поскольку само слово имело мироустраивающую функцию. Поэтому словесность и определялась либо как совокупность “словесных наук”, либо как “наука о Слове”.
5. Современная словесность как наука занимается прежде всего изучением существующих словесных произведений. Теория словесности должна восстановить в правах такие незаслуженно забытые для изучения и обучения виды словесности, как ораторика (публичная речь), деловая проза, письма, показать современным школьникам разницу между художественной и научной литературой, выявить специфику и роль средств массовой информации, наконец, оптимально представить современную разговорно-бытовую речь и правила этикета.
6. Подлежат изучению разные роды и виды словесности: художественная, устная, научная, деловая, профессиональная. Предмет словесность имеет большее право, чем литература, на то, чтобы быть изучаемым в школе и в вузе. Необходимо обратить школьников ко всему богатству речевой действительности. В настоящее время в вузах и школах изучается курс истории русской литературы, но, строго говоря, необходимо бы изучать историю русской словесности, понимая под словесностью не только художественную литературу (облегченную для понимания беллетристику), но все богатство словесной действительности того или иного исторического времени. Конечно, здесь встанут две проблемы: 1) корректность отбора культурно значимых текстов; 2) подготовка преподавателя-словесника (особенно школьного), знающего и способного комментировать этот состав текстов.
(“Термин “словесность”: классическое толкование и перспективы научно-педагогической дисциплины”. В.И.Аниушкин.)

ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. № 1 (48), 2005ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. № 1 (48), 2005

Существует ли математическое описание термина “компьютерная грамотность”?
Нет такого описания. Есть набор пожеланий о том, что было бы хорошо изучить в рамках образовательного стандарта. Четыре разных ответа на один вопрос из одного министерства, полученные в рамках одного интернет-педсовета, – это уже повод для серьезной юмористической передачи. Если бы все это было так смешно. Ведь “на полном серьезе” проводится ЕГЭ, вершатся судьбы людей, решается – “правильно – неправильно”.
А правильного ответа у министерства нет! Вопрос о том, существует ли единственное математическое определение термина “компьютерная грамотность” и доказательство его безальтернативности, чрезвычайно важен для системы образования. Представьте, что у вас два (или три) закона Ома, одному учат в школе, второму – в техникуме, третьему – в вузе, и везде он звучит “по-разному”. Теперь представьте, что ЕГЭ проводится на основе одного из вариантов закона Ома, который дальше не используется. Это реальность нашей системы образования.
Грамотность как термин имеет тысячелетнюю историю, и добавление к ней слова “компьютерная” только подчеркивает утилитарное (вторичное) назначение современных информационно-коммуникационных технологий.
Эволюция знаковых систем имеет минимум четыре “опорных” информационных объекта (используемых в персональных компьютерах): рисунок (Р), пиктограмма (П), язык для записи звукового письма (Я) и цифровая система в ее сегодняшнем понимании (Ц). Одновременно с эволюцией знаковых систем формировалась система поиска, хранения и передачи информации, в основе которой – второе множество из трех информационных объектов: конечный объем информации (И), носитель для ее сохранения (Н) и система адресации для поиска конечных объемов информации (А). Множество (И, Н, А) имеет как минимум несколько реальных воплощений:
– каменные плиты с надписями, площадь для их размещения и путеводитель;
– книга, библиотека и каталог;
– файл, диск, каталог.
Множество из семи “долгоживущих” информационных объектов (Р, П, Я, Ц, И, Н, А) необходимо для создания математического описания термина “компьютерная грамотность”. Подмножество из трех информационных объектов (И, Н, А) позволяет создать математическую модель описания любого программного обеспечения, используемого в рамках изучения информатики в школе. Такой модели достаточно для построения универсального теста по компьютерной грамотности, отражающего освоение программы на уровне требований образовательного стандарта.
(“О единственном математическом определении компьютерной грамотности”. Интернет-новости. Дайджест международной конференции ДИАЛОГ. Вып. 136. http://www.dialog-21.ru ).

По материалам Государственной научно-педагогической библиотеки им. К.Д.Ушинского РАО.
Москва, Толмачевский пер., 3.
E-mail: gnpbu@gnpbu.ru
Internet: www.gnpbu.ru


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru