Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №48/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА 
ВЫСОКАЯ ПЕЧАТЬ 

В.КАРДИН

Детский писатель для взрослых

Издательства нередко попадают в плен к “сериалам”

Его фамилию я услышал задолго до того, как мы познакомились. Мой отец, будучи еще “заурядврачом”, то есть врачом с незавершенным медицинским образованием, на последнем этапе Первой мировой войны пользовал солдат Кавказского фронта. Там же и тогда же получил опыт, который иначе как в армии не приобрести. Опыт этот порой выходил за пределы чисто медицинской практики.
Когда на перроне Тифлисского вокзала зимой семнадцатого года солдаты избили его за неснятые погоны, он не мог взять в толк: какова причина разгула нижних чинов.
Аполитичность отца носила принципиальный характер. Он полагал ее обязательной для медика.
Я спрашивал о его сестре. Та, тоже будучи врачом, в Гражданскую войну приняла сторону красных.
Его забавлял этот случай. Сестре не оставалось выбора – санитарный поезд по воле командующего прицепили к его поезду и таким манером связали с ним.
Когда много позже мы откровенно разговаривали об этом и о многом другом с Максом Бременером, то я впервые услышал: “Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей. // А также в области балета мы впереди планеты всей”.
Отец Макса тоже был врачом и, подобно многим медикам, годами практиковавшим в Москве, слышал о коллеге. И мой папа слышал о его отце. Это укрепляло взаимоотношения сыновей.
Макс Бременер был автором, не укладывавшимся в рубрику “детский писатель”. О его прозе говорили, спорили люди безотносительно к их возрасту. Она – часть большой литературы, подлежащая суду по общелитературным законам. А детский писатель в своем творчестве и общественном поведении руководствуется высокими гражданскими принципами.
Умение писать для детей, естественно с ними разговаривать не мешало ему взыскательно судить о своих читателях и об их родителях. Собратьям по перу он не делал ни малейших скидок. Касалось ли это их поведения, общественной деятельности или творчества. Сохраняя спокойный, а то и доброжелательный тон, не прибегая к крепким выражениям, Бременер “врезал” тому, кто заслуживал, полагая, будто детская литература допускает заниженные требования, словно она нечто “второсортное”.
Жаль, что книг его теперь почти не достать. Ни “Пусть не сошлось с ответом”, ни “Чур, не игра!”, ни “Сочинения на вольную тему”.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru