Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №47/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N 86 
 

Борис СОКОЛОВ

Пушкин в контексте религии: между Христом и Магометом

Исхаков Х. Пушкин и религия. М.: Алгоритм, 2005

Исхаков Х. Пушкин и религия. М.: Алгоритм, 2005

Книга Хариса Исхакова, человека инженерной профессии, но влюбленного в историю и литературу, посвящена религиозным мотивам в творчестве Пушкина и отношению великого русского поэта к религии. Сам автор признается, что «книга написана человеком, обретшим веру родителей-мусульман благодаря Пушкину». Исследования религии вообще и религиозных мотивов в творчестве Пушкина в частности были в значительной степени табуированы в советское время. Но отдельные литературоведы, в частности Петр Палиевский и Вадим Кожинов, все же смогли и тогда достаточно содержательно написать о религиозных сюжетах у Пушкина. Кожинову Исхаков приносит благодарность в начале книги, которая является на сегодняшний день наиболее полным исследованием религиозных мотивов в пушкинском творчестве, выполненным не в строго научной, а в ярко публицистической манере. Чувствуется, что автором книги тема пережита и перечувствована. Кожинов успел снабдить исхаковский труд послесловием, где отметил, что автор «воспринимает православие как братскую религию, – точно так же, как православный Пушкин воспринимал ислам, и в этом отношении, можно сказать, воскрешает пушкинский дух», что не исключает вместе с тем острых конфликтов между исламом и христианством.
В то же время работа Исхакова не есть научный трактат, а свободные рассуждения на избранную тему. Здесь приведено описание характерной для советских времен фигуры умолчания в исследовании пушкинского творчества: «Умалчивают о молитвах и исповедях, о судьбе крестьян в философских трактатах Пушкина, в «Борисе Годунове», «Анджело», «Путешествиях из Москвы в Петербург», «Капитанской дочке» и др.». Исхаков полагает, что «Пушкин, объединяя души людей разных национальностей и вероисповеданий, роднит всех нас с детства». Он напоминает пушкинские слова о том, что Екатерина II, лишив духовенство «независимого состояния и ограничив монастырские доходы… нанесла сильный удар просвещению народному». Как подчеркивается в книге, «Пушкин с детства знал молитвы, изучал языки Священных Писаний: древнееврейский, арабский, греческий, славянский. Он перевел со старославянского на русский «Песнь песней» царя Соломона». А вот, например, пушкинские рассуждения о происхождении слова «крестьянин»: «Во всех древних памятниках читаем крестьянин, вместо: христианин: не от слова ли крест сделано было сие изменение?» Автор напоминает нам пушкинское: «Я стал доступен утешенью; /Зачем на Бога мне роптать, /Когда хоть одному творенью /Я мог свободу даровать!» Эти строки одинаково воспримут и православные, и приверженцы ислама, потому что здесь обе религиозные традиции совпадают. По мнению автора, «Пушкин был пастырем языка и литературного племени при жизни. После кончины Пушкина пастырем стало его «послушное Божьему веленью» слово». В книге подробно изложена биография поэта, данная через призму религиозных исканий. При этом доказывается, что Пушкин – пророк муз, возвеличивающий Всевышнего. Такие пророки – «узелки на паутине Добра, охватывающей Землю, как их слова Истины». В книге анализируются не только христианские, но и мусульманские мотивы в поэзии Пушкина, недаром одна из глав так и названа – «Я тружусь во славу Корана».
Интересна мысль об амбивалентности религиозности Пушкина в той мере, в какой она отразилась в его творчестве, о том, что его рассуждения о религии в стихах и прозе порой оказываются одинаково приемлемыми как для христианина, так и для мусульманина. Любопытны, хотя и не бесспорны, наблюдения автора о том, что «образы ада у Пушкина восходят к мусульманству». По мнению Исхакова, Пушкин первым из христианских поэтов восславил пророка Мухаммеда. Страсть же Пушкина к путешествиям Исхаков толкует в плане слов Мухаммеда: «Блаженны странники». А во время русско-турецкой войны 1828–1829 годов Пушкин, по его признанию, увидел, как «в первый раз мусульмане соединились с христианами против своих единоверцев».
Отмечу также, что тема «Пушкин и религия» дана на фоне подробного рассказа о русской истории первой трети XIX века, причем многие исторические фигуры оценены достаточно нетрадиционно. Так, автор положительно оценивает деятельность императора Павла, в том числе и по отношению к православной церкви. Как отмечается в книге, Пушкин заказывал молебен «за упокой души невинно убиенного государя Павла». Исхаков также признает за одиозным Аракчеевым определенные заслуги в строительстве российской армии, в особенности артиллерии, и считает его одним из творцов победы в русско-шведской войне 1808–1809 годов. В целом же книга Исхакова – интересный, хотя и пристрастный рассказ об одном из важнейших мотивов пушкинской жизни и творчества.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru