Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №47/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N 86 
 

Любовь УРУКОВА,
учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия»
г. Салехарда

«Очень важно нести свой огонь вперед…»

Размышления учащихся о сборнике повестей «Молчащий» ненецкой писательницы Анны Павловны Неркаги

Произведения авторов другой национальности всегда представляли особую притягательную силу для русских читателей. Однотомник «Молчащий» ненецкой писательницы Анны Павловны Неркаги, куда вошли повести «Анико из рода Ного» (1976), «Илир» (1979), «Белый ягель» (1995), «Молчащий» (1996), стал настоящим открытием для салехардских школьников МОУ «Гимназия». Из урока в урок перелистывали ребята любимые страницы, вновь и вновь постигая глубинный смысл авторского текста. Художественно воспроизводя картины жизни ненецкого народа, Неркаги приоткрыла старшеклассникам неизвестный им доселе мир тундры, кочевой жизненный уклад, многочисленные маршруты касланий и помогла зримо представить повседневные, будничные заботы и труды оленеводов, охотников, рыболовов.
В повестях Неркаги ребята нашли ответы на многие вопросы, связанные с национальными традициями и обычаями, бытом и нравами, верованиями и занятиями ненцев. В этом смысле сборник «Молчащий», безусловно, является настоящим национально-художественным творением. В то же время он поднимает злобо-
дневные проблемы современности, передает особую тревогу автора, связанную с будущим своего народа, а главное – заставляет учащихся размышлять о смысле жизни и общечеловеческих ценностях.
От лица учителя скажу, что книга Неркаги глубоко затронула читательское воображение ребят, пробудила душу, многие их мысли и прежде всего вызвала у ребят огромный познавательный интерес, о чем свидетельствуют их признания, приведенные ниже.

«Мои представления о бытовой стороне жизни кочевого народа существенно расширились. Я и не знал, что чум состоит из многочисленных шестов, которые покрываются нюками летними или зимними в зависимости от времени года. Убедился, что очень сложно шить эти покрытия так, чтобы они сохраняли тепло зимой. Чум выступает настоящим хранилищем родовых корней. В нем проходят свадьба и рождение ребенка; встречают дорогих гостей за чашкой чая в часы радости и слушают песни-ярабцы в минуты горя и печали. Я представляю себе убранство чума. В нем минимум предметов – только самые необходимые в повседневной жизни ненецкой семьи: низенький стол, подушки, много оленьих шкур, служащих постелью. На этих шкурах в основном и протекает жизнь чума. В нем все предметы, согласно традиции, распределяются в строгом порядке. Например, у входа могут храниться дрова. Ближе к входу – всевозможная утварь. Против входа, на чистой, священной стороне, хранятся предметы культа. Я проникся большим уважением к ненецкому народу, который до сих пор сам изготовляет для себя нарты, ягушки, кисы и даже сумочки, шкатулки. Этот народ – великий труженик». (Якимов Сергей)

«Мне очень интересны законы, по которым живут ненцы, – строгие, но обеспечивающие порядок во всем: и в чуме, и в отношениях между мужем и женой. Женщина – хранительница Огня. Она должна быть немногословной, но терпеливой и выносливой. Иначе некому будет поддерживать Огонь жизни. А чум без Огня, как человек без души. Огонь как Бог, с которым можно беседовать, советоваться. Огонь – помощник и судья. Это святыня, и очень важно нести свой Огонь вперед, выполняя родовые заветы. Мне было интересно узнать, что содержат чум в основном женщины, а мужчины охотятся, ставят капканы, готовят дрова. И в этом и состоит их вековой уклад». (Терентьева Евгения)

«Очень интересно было узнать о том, как ненцы придерживаются традиционных верований, почитают идолов – святые божества. Именно идолы, по их представлениям, берегут покой чума. Они следят за тем, что происходит в трех мирах: на небе, на земле и под ней. Их перевозят всегда с собой от кочевья к кочевью в священном ящике. Им отдают лучшие угощения. Как я поняла, их нельзя обижать – иначе произойдет неотвратимая беда, как случилось в «Илире» с Маймой. Майма в порыве злости разбил о землю ящик с деревянными куклами-идолами. Мы помним, какие были страшные последствия: вскоре погибла вся семья… Я убедилась, что языческая вера передавалась у ненцев из поколения в поколение и сохранилась до сегодняшнего времени. Запомнился разговор Пэтко с Алешкой, в котором старик завещает найти Того, кого он поставил в Великих горах, и посмотреть, каким ягелем покрыт Тот: если белым, то душа Пэтко еще жива и близкие ему люди не забывают его, а если черным – тогда душа умерла: слишком мало было любви в его жизни. Я узнала, что ненцы отличаются мифологическим сознанием». (Кетова Ирина)

«Мне очень запомнились слова стариков, героев «Белого ягеля»: «Не можешь несчастного согреть, куска мяса нет, табак кончился, не казни себя, у тебя есть слово доброе, по силе равное огню, по сытости – куску мяса и доброй понюшке – по крепости». Они говорят о чувстве товарищества, «локтя», как сказали бы сейчас. Меня покоряет такой обычай, по которому всякий имеющий пищу должен накормить голодного, не помышляя о возврате. Это говорит о доброй и широкой народной душе. Автор переживает о том, что подобные добрые традиции забываются молодежью, и я с горечью это подтверждаю. Наглядно это видно на примере отношения к языку. Теперь, как говорится, в моде сленг, штампы, нецензурщина. Признаюсь, я и сам употребляю иногда такие слова. А у Неркаги Слово вырастает в самостоятельный образ, недаром она пишет его с большой буквы. После прочтения повестей я стал задумываться о своей речи». (Попов Сергей)

«Я поняла, что не так-то просто жить посреди снегов. Это очень тяжелая доля. Теперь я точно знаю, что нужно быть очень сильным, чтобы выжить в таких суровых условиях. Еще тяжелее, если рядом нет ни детей, ни жены. По художественной детали я почувствовала некую тревогу автора. Дело в том, что в первых трех повестях в стойбищах описываются не чумы, а чумики. А в «Молчащем» и их уже нет, и скопийцы живут в конусах, ящиках, даже в норах. Значит, автор опасается: вдруг потеряются чумы на этой земле или исчезнут навсегда». (Дармонук Наталья)

«Я поняла, что главное для ненецкого народа – быть единым целым с природой, уметь ее любить и хранить. И автор переживает по поводу того, что ее отдельные герои отдаляются от природы все дальше и дальше. У ненцев олень – их преданный друг. Я уяснил важную истину: человек и олень в некоторой степени родственные души и зависят друг от друга. Особенно это чувствуется в тех переживаниях, которые испытывает человек, жертвуя жизнью оленей по каким-то несуразным причинам». (Мерзляков Виталий)

«Я приехала из Казахстана, там тоже есть кочующий народ со своими традициями, праздниками, и молодежь также стремится покидать свои родные степи. Все же есть настоящие патриоты, которые справляют свадьбы в юрте. Я никогда не задумывалась об этом, но благодаря «Белому ягелю» я поняла, как это страшно – терять свою культуру, свои обычаи. Я считаю, что если человек родился и вырос в этой стихии, то он должен чтить традиции своего народа. И по-своему я рада, что Алешка остался на земле предков и принял девушку, привезенную для него из другого чума. Я думаю, что ненцы будут жить вечно. Они будут так же разводить оленей, ставить чумы и разжигать в них огни. И я знаю, так считают и все мои одноклассники». (Беккер Алена)

«Мой русский народ, к сожалению, давно уже позабыл многие древнерусские, славянские традиции. Только иногда по праздникам и свадьбам мы вспоминаем старинные обряды. А ненцы несмотря ни на что изо всех сил поддерживают вековые традиции». (Булавко Елена)

«Мне широко известна жизнь коренных жителей Ямала. О ней я знаю не понаслышке: я сам жил в Красноселькупе. Видел тундру, так ярко описанную в повестях, общался с селькупами, похожими на литературных героев. Я считаю, что так мог написать только тот, кто знает об аборигенах Ямала не по справочникам, а из собственной жизни, проходящей бок о бок с кочевниками. На мой взгляд, все описано реально, правдиво, без прикрас. И это очень важно для меня». (Демченко Игорь)

Так литература открыла городским ребятам новый мир, связанный с кочевым образом жизни. «Если Анико, героиня повести, металась между городом и тундрой, то я выбор сделала», – скажет впоследствии Неркаги. Сама Анна Павловна вернулась под покров родительского чума, явив миру свою готовность продолжать дело своих предков.
В нашем случае авторская точка зрения и сам образ автора несут огромный воспитательный заряд. В качестве подтверждения детской признательности приведем вот это небольшое стихотворение Инны Ковалевой:

В ледовой тундре есть она,
Но ей ничуть-ничуть не скучно.
С оленями подчас одна,
Но в городе любом ей душно…
Природу чувствует так тонко,
Что это трудно передать.
А я как первый олененок,
Который хочет все узнать,
Узнать о ягеле, луне
И о традициях о всех
И сохранить их при Огне
Любом, чтобы нести вовек.
Она Анютка, Аня, Анна,
Для каждого она своя.
Она как бы вторая мама
Для ненцев всех и для меня.

Живой интерес у учащихся вызвали авторские изречения, передающие многовековую мудрость ненецкого народа: «Жизнь – длинное кочевье, и дорогу в ней всегда выбирает мужчина», «Жизнь не охота, и в ней повадки зверя вроде ни к чему», «Зло в такой дороге, как жизнь, ненадежный посох», «Пусть верность орла и нежность белой лебеди поселятся в жизни», «Бывает крепко старое дерево, если у него чистая сердцевина», «Олени не деньги, а братья по жизни, неутомимые, святые братья по судьбе и горю» и др.
Философские обобщения, как и все сюжетное повествование, приобщают старшеклассников к национально-особенному «Я», связанному с культурными традициями ненецкой семьи. Отрадным является то, что ребята все-таки сумели подняться до уровня авторского мироощущения, о чем свидетельствуют искренние слова десятиклассника Олега Кривцова: «Неркаги помогла мне понять, какое большое место занимают в жизни ненцев просторы тундры, чум, огонь и олень».
Автор обеспокоена многими проблемами: жестоким обращением с оленем, брошенными детьми, одинокими стариками, разрушающим влиянием цивилизации, отчуждением молодежи и ее уходом из чумов, утратой национальных традиций, обычаев, родовых корней, напрямую связанных с преемственностью поколений.
Проблема отцов и детей очень глубоко затронула ребят. Скажем прямо: мнения были разные. Одни осуждают злобное неприятие молодежью законов и обычаев предков. Приводят примеры того, что героини Илне и Анико даже не приехали на похороны собственных матерей. Причины ухода молодежи из чумов школьники объясняют тем, что молодое поколение чаще всего призвано жить цивилизованнее своих родителей. Оно всегда стремится идти в ногу с временем, и это ему удается. Однако, как признаются старшеклассники, они просто не задумывались над тем, какой ценой это достигается. Ведь молодое поколение жертвует многим: традициями, моралью и др. При этом многие родители готовы отдать последние крохи хлеба ради лучшего будущего своего дитяти… Много споров вызвала авторская характеристика «детей-воронов», «детей-коршунов», «детей-падальщиков». А Алешкой ребята просто восхищаются: ведь он остался со своей стареющей матерью и решил пойти по дорожке, которая была предназначена только ему. Некоторые даже забеспокоились: вдруг Илне в новом краю уже никто так не полюбит, как Алешка и ее собственные родители? В то же время ребята отмечают, что сегодня мало таких, как Алешка, способных верно любить и ждать любимого человека, готовых ради своих родителей пожертвовать даже любовью.
Особые размышления вызвал вопрос: чей же мир цивилизованнее: городской или тундровый? В одном, по мнению ребят, нужно быть образованным, расчетливым, рассудочным; в другом – естественным, душевным и физически сильным. Конечно, выбор всегда остается за человеком. Однако не следует забывать, что если жить в погоне за тем, что цивилизованнее, стремиться к тому, чего вокруг нас нет, то непременно придется сожалеть о том, чего у нас больше уже не будет никогда. Не лучше ли помнить простую истину: в любых условиях следует прежде всего оставаться человеком.
Произведения Неркаги не случайно заинтересовали старшеклассников. Ведь они на пороге жизненного выбора. А жизнь, по Неркаги, – «длинное кочевье», и в ней очень важно нести свой огонь вперед. Сегодня в стенах учебного заведения учатся дети из всех уголков России. И в душе каждого теплится огонек души своего народа, своей родной земли. Поэтому в гимназии господствует общекультурная среда, впитавшая в себя и национальные культурные, и общечеловеческие ценности, ибо настоящая культура не имеет границ и живет общими накоплениями. И именно уважительное отношение к представителям любой культуры, постоянная культурная осведомленность позволяют учащимся формировать свою точку зрения как о будущем развитии той или иной отдельно взятой культуры, так и о процессах интеграции, объединения традиционной и современной культур. Повести же Неркаги призывают нас не забывать о том, что наряду с желанием сохранить этнически самобытную, традиционно-орентированную культуру, существует и реальная опасность умирания культуры, которое может быть вызвано небрежением собственным культурным достоянием.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru