Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №46/2005

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД
СЮЖЕТЫ

Развеселый дворец
Дом № 42 известен как дворец Юсуповой. Тем не менее в историю Санкт-Петербурга
он вошел не столько как жилище этой далеко не бедной барыни, сколько как место всяческих увеселений.

9.jpg (2846094 bytes)

Зинаида Юсупова была личностью колоритной. Про нее ходили всяческие слухи – достойные и нет, но обязательно красивые. Якобы она влюбилась в некого юного революционера. Когда же его заключили в Свеаборг, быстро построила бок о бок с тюрьмой симпатичную дачку, чтобы любоваться пусть не на физиономию героя своего романа, но хотя бы на окошко его камеры.
Впрочем, этот роман не мешал Зинаиде Ивановне интересничать с Николаем Первым, а также дожить до ста лет.
Именно после ее смерти
во дворце и началось веселье – там расположился Театральный клуб.
Он был открыт в 1907 году, как водится, торжественным молебном. Однако “Обозрение театров” сообщало: “В числе представительниц прекрасного пола мы видели кое-где весьма сомнительный элемент; следует быть еще строже с рекомендациями для входа в этот прекрасный как по внешности, так и по идее клуб”.
Видимо, устроители последовали предложению газеты, и в новом клубе стали проводить вполне добропорядочные вечера семейного характера. Современники, однако, находили поводы для недовольства: “Нужно заметить, что о театре там думали меньше всего. Под прикрытием благопристойной вывески в клубе шла крупная игра в лото и в прочие азартные игры и процветал буфет. Весною 1908 года заправилы клуба словно спохватились и решили, что вывеска как-никак к чему-то обязывает: был анонсирован цикл платных лекций, посвященных современному искусству. Состоялось, впрочем, всего две лекции”.
Тем не менее здесь размещалось очень даже любопытное учреждение – так называемый “Веселый театр для пожилых людей”. Николай Евреинов писал о его появлении: “Дело было так. По окончании сезона 1908/09 года в Драматическом театре В. Ф. Комиссаржевской она уехала из Петербурга в провинцию на длительные гастроли. Здание ее театра осталось свободным. Свободными, то есть без работы, оказались и оба режиссера Веры Федоровны – ее брат Федор Федорович Комиссаржевский и я.
Осталась “ни при чем” и его бывшая кассирша – госпожа Пивоварова, у которой были скоплены небольшие деньжонки. “Чем так сидеть, сложа руки, – сказала она нам по отъезде В.Ф.Комиссаржевской, – поставили бы что-нибудь веселенькое на сцене, а за деньгами дело не станет: найду!”
Идея нам показалась заманчивой.
Ф.Ф.Комиссаржевский предложил поставить оперу в двух актах Перголезе “Служанка-госпожа”, а я – свою арлекинаду “Веселая смерть” и “Черепослова” Козьмы Пруткова”.
Некоторое время тот театр располагался в помещении Комиссаржевской, а затем переехал сюда.
Несколько раньше здесь обосновался и другой театр – “Кривое зеркало”. Его организовали критик А.Р.Кугель со своей супругой – артисткой кабаре З.Холмской. Зинаида Васильевна вспоминала впо-
следствии: “Каждый раз, когда я думаю о “Кривом зеркале”, мне припоминается чудесная сказка Андерсена о чертовом зеркале злого насмешника Тролля. Зеркало это, отражавшее всех и вся в карикатурном виде, однажды разбилось. Но осколки его, попадая кому-нибудь в глаза, передавали им свойства зеркала, и человек видел все вещи, всех людей в смешном и искривленном изображении.
Должно быть, один из осколков этого чудесного чертова зеркала попал и в меня, потому что, играя иногда с какой-нибудь знаменитостью, я вдруг замечала у моего партнера необычайно смешные, карикатурные, штампованные жесты и приемы.
Нет. Надо создать новый, свободный от всяких штампов веселый театр осмысленного тонкого смеха”.
Театр специализировался на пародии, сатире и эксцентрике. Например, танцовщик Николай Барабанов плясал здесь в костюме Айседоры Дункан. Холмская вспоминала: “Хорошо принимали зрители и наши интермедии, танцы, пение, имитации. Связь между сценой и партером все более и более крепла.
Вот наконец взял дирижерскую палочку Лев Гебен, и полились веселые, доходчивые мелодии музыки и смешной пародии А.Р.Кугеля на “Дни нашей жизни” Л.Андреева».
Особенной же славой пользовалась опера “Вампука, невеста африканская”.
Некоторое время размещался здесь театр “Лукоморье”. Он был тоже пародийным, но успеха не снискал. А.Бенуа писал в рецензии на первый театральный вечер: “Все приемы реализации затеи были не в духе предприятия... Играли не так, как нужно играть в “кабаре”. Не было тех простых, душевных нот, тех подсказанных вдохновением находок в интонациях, в жестах, в группировках, которые были бы так драгоценны и для зрителей, и для самих действующих лиц... Из всей программы первого вечера вполне хорош был только г-н О. (и на генеральной репетиции – г-жа Т.)”.
Но, невзирая на старания О. и Т., театр был прозван “Мухоморьем”, и в скором времени его пришлось закрыть.
Само же общество было довольно популярным в городе. Николай Агнивцев даже поместил сюда пушкинскую Пиковую даму:
На литейном, прямо, прямо,
Возле третьего угла,
Там, где Пиковая дама,
По преданию, жила.
Правда, еще при Пушкине всем был известен прототип Пиковой дамы – княгиня Н.Голицына, жившая в доме № 10 по Малой Морской. Да и не могла пушкинская героиня жить во дворце, построенном спустя десятилетия после смерти самого поэта. А при жизни автора “Пиковой дамы” здесь располагалось несколько иное учреждение: “Литейной части в 1-м квартале, в угловом доме под № 42, находится полное заведение для делания карет, восемь уже лет известное по изящнейшей, прочнейшей и в новейшем вкусе отделке оных теми самыми немецкими мастерами, кои в сем доме работали для сидельника Иохима и которые, конечно, известны почтенной публике весьма с хорошей стороны”.
И никакой чертовщины.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru