Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №46/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

НЕЗАДАННАЯ ТЕМА

Учебный год заканчивается и для нас. Сотрудники уходят в отпуск, редакция затихает… Но не затихает внутренний диалог с читателем.
С какой-то особой обостренностью думаешь: а то ли мы делаем? Так ли? И понимаем ли, чувствуем ли мы своего читателя – того, ради которого пишем?
Конечно, берясь за новую тему, всякий раз думаешь: какую пользу твой материал принесет учителю? Прежде всего хочется поддержать, укрепить. Посодействовать. Искренность тут первейшее дело. Интонация должна быть чистая. Вот и цепляешь отовсюду обрывки разговоров, жесты, какие-то истории. Звонишь-встречаешься с бывшими коллегами-учителями, часами слушаешь и сопереживаешь. А потом пытаешься написать.
Нравится не всегда. То не звучит, то не строится… А вот что думает по этому поводу читатель? Об этом мы узнаем не так часто, как нам хотелось бы. А если все-таки узнаем, если получаем письма читателей с размышлениями по поводу поднятых нами тем, всегда этому искренне радуемся. Ведь это и есть настоящее сотрудничество.
Вот мы и решили в конце нашего очередного года опубликовать какую-то часть откликов на наши материалы.
Ведь ваши размышления – это и есть то главное, ради чего мы работаем.

«Не так уж они просты, эти буковки!»
Как помочь ребенку не быть равнодушным к предмету

С вашего позволения, вот мои размышления о материале Людмилы Кожуриной «Все дело в букве» («ПС» № 31).
Готова подписаться под каждым словом. Придумала даже свой собственный знак. Назвала его «в точку». Это кружочек с точкой в центре. Поставила его рядом с фразой, что работа только с буквами-орфограммами обессмысливает язык. Честно признаюсь, я убеждена, что именно «чувству языка и должны учить в школе».
Особенно понравилось, как точно и элегантно сказано о лицемерии школы: я-настоящий и я-какой-должен-быть. Для меня это тоже серьезная проблема. Не секрет, что сложная школьная жизнь волей-неволей заставляет ребенка накапливать свой жизненный опыт. Мы методично приучаем ребенка жить двойными стандартами. Умение человека гибко реагировать и действовать продуктивно в критических ситуациях – это, безусловно, нужное качество. Но иногда мы учим не гибкости, а прогибанию. А это не одно и то же. Получается, что лицемерие и цинизм берут свое начало в школьном классе.
Видно, что автор статьи абсолютно верно и точно понимает все нюансы темы ЕГЭ. Прямо скажем, не самая удачная альтернатива традиционному экзамену. И даже эссе в конце тестирования не спасает. Нормальный человек, ответив на такой объем вопросов, должен устать. А усталость и вдохновение – вещи, плохо совместимые друг с другом. Попробуйте написать хорошее эссе без вдохновения.
Рискну высказать некоторые замечания. Автор, как мне показалось, иногда бывает несколько категоричен. Во-первых, упражнение на вставление буквы не является таким уж преобладающим, хотя встречается часто. В наших учебниках есть много разных форм работы с языковыми единицами.
Во-вторых, я выделила в тексте статьи фразу, где говорится о том, что у детей есть любимые и нелюбимые буквы. Боюсь, что все несколько иначе: есть буквы нелюбимые и те, на которые попросту наплевать. Любимых нет! Если с буквой нет проблем, значит, она не стоит внимания. Вот и все! В том-то и дело, что эмоционально ребенок либо ничего не испытывает, вставляя буквы, либо чувствует негатив, когда не знает, как правильно. Вот что страшно, на мой взгляд.
Не согласна также с тем, что букву так уж легко проконтролировать. Не это является причиной такого частого использования подобных упражнений и не так уж они просты, эти буковки!
Хочется поспорить не с сутью мысли автора о привязанности знака препинания к букве, а с отношением к явлению, которое автор называет «букволюбие». Если ребенок видит союз, который стражем стоит на границе двух государств-предложений, у него возникает определенная пунктуационная реакция, в этом нет ничего плохого. Как их (союзы) можно не заметить? Когда ребенок пишет под диктовку предложение, ему некогда делать анализ синтаксической структуры. Но верно то, что, увидев союз, ученик должен сделать еще один шаг, прежде чем бездумно поставить запятую. Ему нужно увидеть, грубо говоря, сколько семей живет в одной квартире под названием «предложение», тогда понятно, что и с чем связывает союз.
Спасибо, что дали возможность задуматься о серьезных проблемах вместе с автором статьи.
Мне в голову пришла странная мысль: может быть, именно потому, что мы подменяем суть формой, возникает всеобщее равнодушие к предмету при огромной заинтересованности в оценках? А предмет, чувствуя такое отношение к себе, не спешит раскрывать свои секреты. Наверное, равнодушие и подобострастие идут рука об руку.

Мария ДЬЯЧЕНКО
Москва


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru