Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №46/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ПЕРВАЯ ПОЛОСА
НОВЫЕ ПРОЕКТЫ

Меловая эпоха уходит в прошлое?
Столичные вузы практикуют обучение в режиме on-line.
Вопрос, подходит ли этот метод для всей системы высшего образования

На днях в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ) состоялся круглый стол на тему «Качество обучения. Европейские подходы». В обсуждении приняли участие руководители Европейской организации качества (EOQ).

Перед странами, вступившими в Болонский процесс, поставлена задача разработать согласованные стандарты, процедуры и методики обеспечения качества образования.
В России работа в этом направлении пока еще только начинается, хотя некоторые вузы уже достигли определенных результатов. К числу таковых относится МЭСИ – единственный университет России, прошедший международную сертификацию всех направлений деятельности на соответствие международным стандартам.

Главный докладчик – ректор МЭСИ, председатель экспертного совета по вопросам электронного образования при Комитете ГД по образованию и науке Владимир Тихомиров, поделился не только секретами успеха, но и общим взглядом на проблему качества образования.
Вот основные тезисы его выступления:
«Сила государства не в недрах, а в людях, которые строят экономику, основанную на знаниях.
Во всем мире обмен знаниями превратился в товар, в инструмент особой международной политики.
Информационное общество предъявляет новые требования к человеку, меняется роль и статус университетов. Знания уже не являются главной целью. Важно научить людей извлекать необходимые сведения из огромного информационного потока и делать бизнес на новых знаниях. Экономика знаний – это своеобразная отрасль, увязывающая воедино образование, науку, производство. В этой ситуации стандарты образования неизбежно трансформируются в стандарты мирового рынка товаров и услуг.
Старыми методами и приемами нельзя обеспечить качество и доступность образования», – убежден ректор престижного вуза.

МЭСИ – это один из тех университетов, которые взяли на вооружение технологию e-learning (электронное обучение с использованием Интернета и Интранета).
О том, как это осуществить на практике, рассказали проректор по организации и управлению учебным процессом МЭСИ Ольга Балашова и директор научно-учебного компьютерного центра Алексей Новиков.
Все студенты и преподаватели имеют регистрационные данные для доступа к системе электронного обучения и личному электронному почтовому ящику на сервере МЭСИ;
в системе электронного обучения студентам доступны электронные учебные курсы по изучаемым дисциплинам;
к каждой дисциплине разработан комплект промежуточных (по каждой теме) и итоговых тестов;
на каждую неделю составляется график трансляций лекций из аудиторий МЭСИ в Москве;
по каждой изучаемой дисциплине студент дополнительно получает печатную копию учебного пособия и методических рекомендаций по изучению дисциплины.
Проще говоря, студент обращается к серверу и в режиме реального времени может прослушать лекцию, задать вопрос преподавателю, пройти тестирование, побеседовать в чате с сокурсниками, принять участие в российских и зарубежных научно-исследовательских проектах.
E-learning в МЭСИ используется на всех формах обучения: дневной, вечерней, заочной и даже в магистратуре.
В МЭСИ нет ни одной меловой доски, все аудитории, коридоры вуза и даже общежития компьютеризированы.
Это требует инвестиций в материально-техническое оснащение, освоение огромного комплекса новых стандартов, переподготовку преподавателей.
Основными преимуществами e-learning являются гибкость, доступность обучения (в любом месте, в любое время), возможность адаптировать программу в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями каждого студента.
При обучении студентов с использованием технологии e-learning широко используются традиционные методические подходы, такие как написание практических и теоретических работ, проведение лабораторных исследований, семинары и прочее.
«Интернет-технологии позволяют развить способности у всех и обеспечить высокое качество образования», – считают специалисты МЭСИ.
«В конкуренции побеждает тот, кто обладает лучшей технологией получения знаний, их обработки, использования, передачи от поколения к поколению. Поэтому главная задача сегодня состоит в разработке технологических систем в образовании» – таков главный вывод, к которому пришли участники «круглого стола».

Впечатление от заседания сложилось двойственное: с одной стороны, интерьеры МЭСИ и уровень оснащенности вуза действительно производят сильное впечатление. С другой – рассуждения участников «круглого стола» о преимуществах электронного образования порой наводили на мысль о том, что люди в этой системе рассматриваются как колесики и винтики. Еще более сомнительным представляется сравнение образования с рынком товаров и услуг.

Так что же все-таки лучше? Традиционные методики face to face или e-learning? За кем истина – за компьютером или за человеком? С этими вопросами мы обратились к специалистам.

Ольга ДАШКОВСКАЯ


Яков Турбовской, профессор, заведующий лабораторией Института теории и истории педагогики РАО:

«У российских университетов есть свои традиции»

Сегодня ключевые слова – «рынок», «успех», «качество образования». Исчезают понятия «культура», «методика», «цели». Спору нет, умение пользоваться информацией очень важно в наше время. Но нельзя забывать и о том, что у российских университетов есть своя история. Для России образование всегда неразрывно было связано с личностью, и сводить все к потребительской оценке деятельности было бы неправильно.
Кроме того, университеты должны учить студентов не только извлекать знания и пользоваться ими, но и создавать новые. Нам нужны исследователи: ведь наука развивается за счет внедрения новых идей. Высоко оценивая опыт МЭСИ, важно понимать: можно и нужно учиться иначе.


Валентин Полонский, член-корреспондент РАО, заведующий Центром общей и нормативной методологии:

«Информационные технологии – лишь один из способов передачи знаний»

Раньше все говорили о внедрении передового опыта и методиках, теперь – об инновациях и технологиях. Появились новые термины: «контент», «креативный», а суть образования осталась прежней.
Электронное образование – это экономично, современно, доступно.
На Западе электронные университеты успешно конкурируют с традиционными.
Это новое веяние, но качество обучения зависит не столько от информационных технологий, сколько от личностных качеств человека, от его мотивации. Используя старые методы и приемы, можно достичь лучших результатов.
Информационные технологии – это лишь способ передачи знаний, который имеет как положительные, так и отрицательные стороны. О минусах сегодня стараются не говорить: а это серьезные изменения в психологии, сознании, которые ведут к утрате навыков реального общения.
Убежден: его ничто не заменит. А там, где такого общения не хватает, давайте использовать современные коммуникации.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru