Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №45/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Светлана ТЕТЕРИНА, начальник отдела федеральных
перечней учебной литературы Министерства образования и науки РФ:
«При присуждении грифа будет учитываться мнение учителей и родителей»

– Мы уже рассказали нашим читателям о том, как ученые РАН, РАО проводят экспертизу учебников. Но есть масса других дел: заключение договоров, прием и обработка рецензий… Организацию, которая возьмет на себя эти обязанности, Министерство образования и науки будет каждый год ут-
верждать. Означает ли это, что нас ждет конкурс по принципу “кто проведет экспертизу быстрее и лучше”?
– Согласно положению о Федеральном совете по учебникам считаться базовой может только организация, подведомственная Федеральному агентству по образованию. Предусмотрено также ежегодное ут-
верждение этой организации. В 2005 году эта обязанность возложена на Республиканский центр экспертизы, мультимедиа и телекоммуникаций в образовании. В конце 2005 года будут подведены итоги его деятельности. Но это еще не значит, что в 2006 году его место займет кто-то другой…

– В прошлые годы Центр обслуживал деятельность ФЭС: занимался проверкой документов, получением денег за экспертизу...
– У него есть и другие, более серьезные функции. Именно базовая организация проводит первичный отбор для экспертизы: определяет, является ли учебное издание учебником или учебным пособием, проверяет сопровождающие документы.

– С этого года на экспертизу в ФСпУ будет поступать значительно меньше книг. Получать гриф “Допущено…” и “Рекомендовано…” необходимо только учебникам. В связи с этим цены на услуги экспертов повысились или понизились? Какие сейчас тарифы?
– Данный вопрос не входит в компетенцию Министерства образования и науки. Это предмет договора между базовой организацией и заказчиком экспертизы.

– Как вы относитесь к просьбе вице-президента РАН Валерия Козлова предоставить академикам РАН все учебники по той или иной дисциплине? Реально это или нет?
– В соответствии с положением о порядке проведения экспертизы заказчиком экспертизы выступают заинтересованные юридические и физические лица. Пусть они и решают, когда и сколько учебников предоставлять на экспертизу.

– РАН отказалась взять на себя рассмотрение учебников по ряду предметов. Чтобы восполнить пробел, был составлен список экспертных организаций ФСпУ. Чем Мин-
обрнауки руководствовалось, составляя эту выборку?
– Известны ведущие научные организации по тому или иному предмету. Список экспертных организаций, рассмотренный и утвержденный на президиуме ФСпУ, может быть дополнен в заявительном порядке.

– Значит, если кто-то захочет выступать экспертом по предметам: “музыка”, “ИЗО”, “технология”, “черчение” и д.р., он может подать заявку и она будет принята?
– Безусловно. Если заявка поступит от организации, которая будет строго соответствовать требованиям. Они у нас жестко прописаны. Заявку может подавать юридическое лицо, имеющее в штате специалистов соответствующего профиля и квалификации, у которых есть опыт проведения экспертизы учебных и научных материалов. Департамент может внести организацию в список и предложить на рассмотрение президиуму ФСпУ. Если президиум примет решение, ей будут направляться на экспертизу учебники.

– Это может быть общественная организация?
– Конечно. Но у нас разрабатывается и другой вариант учета мнения общественности. Президиум ФСпУ 16 мая принял решение: общественные организации в заявительном порядке будут участвовать в работе комиссий. В комиссии решено включать представителей Республиканского центра экспертизы, мультимедиа и телекоммуникаций в образовании, то есть базовой организации, представителей средств массовой информации и общественности. Кроме того, принято следующее решение: если учебник подается заказчиком на гриф “Рекомендовано…”, мы должны учитывать мнение родителей и учителей.

– Учитывать мнение родителей – как вы себе это представляете?
– Мы будем размещать на российском общеобразовательном портале информацию об учебниках, получающих гриф. Принято также решение размещать ее в газетах. Таким образом, мы сделаем достоянием общественности информацию, какие учебники рассматриваются в ФСпУ.

– Но это и раньше делалось – на сайте ФЭС. Эта страница Интернета очень неплохо посещалась…
– Но у нас сегодня другая задача – формализовать процесс сбора и анализа информации с тем, чтобы мнение конкретных учителей, родителей и общественных организаций учитывалось при присвоении грифа.

– Как к общественности сможет попасть текст учебника, если он еще никому не известен и является собственностью издателя?
– Мы будем говорить только об учебниках, получающих гриф “Рекомендовано…” Это уже известные учебники, знакомые учителям и родителям. Свое мнение об этих учебниках они смогут направить в СМИ.

– Значит, общественность не сможет высказать свое мнение, если речь идет об учебнике, получающем гриф “Допущено…”, то есть еще практически неизвестном?
– Конечно. Издатели же не могут представить общественности оригинал-макет учебника.

– Многие современные учебники имеют электронную составляющую. Как будет проводиться экспертиза электронного приложения к учебникам?
– Законом РФ “Об образовании” экспертиза электронных составляющих учебников не предусмотрена. Даже понятия “электронный учебник”, закрепленного нормативными документами, у нас на сегодняшний день нет. Когда мы говорим об электронном учебнике, мы руководствуемся издательским ГОСТом, в котором зафиксированы нормы, касающиеся бумажных учебников. В стране уже разработаны интересные проекты инновационных учебно-методических комплектов, в состав которых входит электронное сопровождение. Производители этой продукции, безусловно, могут обратиться в любую организацию с просьбой провести экспертизу электронного сопровождения. Но им понадобится определиться с предметом экспертизы – насколько он соответствует полиграфическому учебнику.

– В документах президиума ФСпУ говорится о разработке инвариантной составляющей учебников. Что это такое и как она будет формироваться?
– На президиуме ФСпУ было принято решение, что по итогам 2005 года РАН, РАО и экспертные организации обобщат свой опыт. Таким образом, мы сможем формализовать требования к учебникам и сделать их достоянием гласности. Тогда этими требованиями смогут руководствоваться издатели и авторы учебников.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru