Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №44/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N48 
 

Елена КУЦЕНКО

Традиция и эксперимент: совместимы ли они?

Опыт научно-практической конференции, которым хочется воспользоваться

В конце мая во Всероссийском детском центре «Орленок» прошла конференция, на которой обсуждалась роль этого известного на всю страну лагеря в развитии российской педагогики. «Орленок», по словам Веры Бедерхановой, всегда был тем тиглем, где переплавлялся и заново осмысливался опыт лучших педагогов. ВДЦ и на этот раз сыграл роль экспериментального пространства. Говоря о его сегодняшнем дне и перспективах развития, участники конференции так или иначе обсуждали проблемы, стоящие перед всей российской педагогикой: что из накопленного в традиционном образовании нужно сохранить, а что без сожаления отбросить? Очень показательным оказался разговор с гостями на пресс-конференции о планах переноса скульптурного символа «Орленка» – бронзового мальчишки в развевающейся на ветру, как крылья, шинели и буденновке. Его хотели передвинуть с центральной площади куда-нибудь поукромнее, чтобы не пропагандировал междоусобную рознь и отсутствие толерантности. А взамен отгрохать аквапарк.
Этот план все участники конференции дружно осудили: «Лагерей с аквапарком множество, а «Орленок» один.
И нужно сохранить его уникальность, оберегая, а не разрушая символы и традиции». И не потому, что среди гостей было много пламенных коммунистов или они одобряют идею гражданской войны. Просто в эту тонкую, почти летящую фигуру много поколений ребят и взрослых вкладывали свои смыслы, прямо противоположные насилию и братоубийству. Даже на мой сторонний взгляд человека, сильно далекого от идеологии горна и пионерского салюта, очень уж одиозно выглядит замена романтического символа на попсовый. Кажется, убедили. Академическая публика облегченно вздохнула, услышав обещание оставить монумент на привычном месте. Зато по поводу педагогических инноваций обсуждения не умолкали на протяжении всей конференции.

В пресс-релизе было написано: «Общероссийская научно-практическая конференция… вклад в развитие теории и практики… 45 лет…» Это что же, «Орленку» уже сорок пять? В советские времена он был для школьников моего круга чем-то недосягаемым: Всероссийский! Только для победителей Чего-нибудь Такого! У меня не было даже знакомых, чьи знакомые побывали бы там. Но легенды ходили. Про невероятно веселых, поющих под гитару, заводных вожатых; про орлятский круг, когда перед прощанием весь отряд встает в кружок и все плачут оттого, что жаль расставаться. И это вызывало удивление: из пионерского лагеря никто не хочет уезжать? Что такое пионерская и комсомольская организации я хорошо знала по личному опыту: формальные общественные поручения, линейки, хождение строем, демократический централизм.
Думаю, у многих взрослых такое же представление об «Орленке» – смутная, заманчивая и недосягаемая сказка из детства про интересных взрослых и настоящую, полноценную жизнь детей. Тем более интересно было посмотреть, что там происходит сейчас.
Сегодня Всероссийский детский центр «Орленок» тоже здорово напоминает если не легенду, то заповедник. Представьте себе почти тысячу (летом до двух с половиной) подростков с шестого по одиннадцатый класс, которые не орут, не матерятся, не пишут на стенах, не курят. И все здороваются. Идешь по территории (244 гектара, на которых расположились семь отдельных лагерей), а тебе: «доброе утро», «добрый вечер» – все: и взрослые, и дети.
За несколько лет такого не создашь, а если атмосфера интереса и доброжелательности поддерживается и воссоздается почти полвека, значит, добротно и с душой было замешено в самом начале. Одно перечисление имен отцов-основателей чего стоит: Вера Бедерханова, Олег Газман, Эдуард Костяшкин, Симон Соловейчик… Создавая пионерский лагерь республиканского значения тогда, много лет назад, они конечно же использовали коммунистическую идеологию, символику, атрибутику. Но не в том зашарканном виде, как это было принято в школах, а в возвышенных романтических идеалах: дружба, любовь, верность слову, крылья за спиной, звук горна на рассвете... Получилось. Видимо оттого, что за символами стояла гуманистическая педагогика: под счастливой звездой родился «Орленок», как раз в оттепель. В те короткие несколько лет, когда было можно – и коммунарскую методику, и педагогическую поддержку, и деятельностный подход…
Эта эмоционально-историческая справка для того, чтобы понять суть происходившего на конференции. К моему немалому удивлению, собравшиеся – создатели и хранители того изначального орлятского духа, молодые педагоги, психологи, социологи со всей России, сами педагоги и управленцы «Орленка» – вовсе не ограничились парадными речами, воспоминаниями, здравицами и почиванием на лаврах. Они с утра до вечера всерьез работали.
Понятно, что за прошедшие, особенно последние, годы вокруг «Орленка» изменилось все: отношения между людьми, общественный строй, запросы общества, даже страна уже другая. И сейчас перед детским центром стоит нелегкая задача трансформировать свою работу в соответствии с этими запросами, с новыми реалиями. Но сохранить при этом ту удивительную педагогику творчества, деятельности, сотрудничества с ребенком, которая делала «Орленок» легендарно привлекательным. И продолжает привлекать по сию пору: даже платные (совсем недешевые) путевки, которые существуют наряду с бесплатными, не залеживаются.
Огромный педагогический коллектив на переломе времен: от чего отказаться без ущерба для жизненного уклада; что оставить в неприкосновенности, возможно, придав статус реликвии; какие направления нужно развивать, чтобы не застоялось, не перекисло. Это особенно интересно еще и потому, что в подобном положении оказались большинство педагогов, школ, дворцов творчества. Однако редко какое образовательное учреждение может позволить себе пригласить толковых доброжелательных ученых для экспертизы и разработки дальнейшей стратегии развития. В «Орленке» такая работа, по-моему, получилась.
Гости, кто в сороковой раз, как Вера Петровна Бедерханова, кто в первый, всматривались и вслушивались в жизнь детских лагерей, проводили семинары и секции для местных вожатых и студентов, которые учатся на базе «Орленка», говорили на пленарных заседаниях о своих впечатлениях и прогнозах.
Хорошо, что педагоги, методисты, управленцы советуются, корректируют решения, пробуют разные варианты. Хотя от символики, пронизавшей всю жизнь за столько лет, отказаться явно непросто. Галстуки как атрибут оставили, но изменили цвет. Теперь у разных лагерей разный: желтый, синий, зеленый. День пионерской организации празднуют по-прежнему торжественно. (И на мой взгляд, слишком государственно: знаменная группа, российский триколор размером почти с теннисный корт, гимн. «Нас к торжеству коммунизма веде-от», – рефлекторно всплывали навеки зацементированные в памяти слова, хотя на самом деле текст, конечно, звучал новый.)
Зато перед линейкой к гостям подходили очень серьезные и очень милые девчонки и проводили социологический опрос: нужны ли детские общественные организации и какие. Ничего себе вопрос! На него уже сколько лет у нас отвечают, и все по-разному. С одной стороны, почти у всех подростков просыпается тяга к романтике, особому языку и знакам, объединяющим своих, желание следовать за лидером. Оттого и сваливаются они так легко во всякие неформальные группировки от компьютерных клубов до сатанистов и фашистов.
Взрослые, понимающие, что пускать это на самотек опасно, пытаются создавать новые организации, реанимировать пионерию, перенести к нам опыт бойскаутов, возродить дореволюционный опыт. Организации получаются небольшие. Что, может быть, и хорошо. Не хватало нам только еще одной государственной, обязательной, одной на всех! «Организаций должно быть много разных, и входить туда ребенок должен по желанию, а не по принуждению», – считает и директор школы «Орленка» Елена Алексеевна Милованова.
Вот уж кто повидал на своем веку учеников – со всех концов страны. Правда, учится каждый лишь по три недели, столько длится смена. За это время учитель должен почувствовать класс, выяснить, кто по какому учебнику учился дома, и выстроить работу, ориентируясь на всех и никого не теряя из поля зрения. Да еще провести предметную неделю, когда по одной из дисциплин проводятся игры, олимпиады, конкурсы, исследовательские походы. Тот редчайший случай, когда основное и дополнительное образование неотделимы друг от друга: проходит, например, экологическая смена, к отрядной работе подключаются учителя, дополняют представления ребенка и его впечатления от похода знаниями по своим предметам. Кроме того, учителя строят объяснение многих тем на основе сегодняшних впечатлений ребенка: Черное море и его физика, химия, биология. Учителя предлагают ребятам представить в классе свой город, область, республику: когда еще выпадет возможность послушать живые рассказы о разных концах России. И самому почувствовать себя представителем народа или края.
Даже жаль, что такой педагогический опыт остается достоянием всего одной школы. Сейчас ведь многие педагоги основного и дополнительного образования пытаются использовать опыт друг друга: в лагерях осваивают учебные программы, а в школах открывают кружки и клубы. Нет бы учредить здесь постоянно действующие курсы для педагогов хотя бы Краснодарского края. Проблемы-то ведь в школах те же: сборные классы, где рядом учатся дети из разных культур; оторванность предметного материала от личного опыта ребенка; очень разный уровень подготовки учеников.
Раньше в «Орленок» приезжали только лучшие, талантливые, самые-самые, а теперь, бывает, «дают путевку, чтобы отдохнуть от него в школе». Дневник с отметками из родной школы здесь не требуют, у каждого есть шанс начать с чистого листа. Это, кстати, принцип всего центра, чтобы за двоечником, прогульщиком, аутсайдером не волочилась плохая репутация. Ведь уже в детстве трудно выскочить из сложившейся социальной роли, а тут пожалуйста, все возможности перед тобой и никакого предвзятого мнения окружающих. Для этого и кружков в «Орленке» несметное количество – от обсерватории до вышивания, пресс-центр, профильные отряды. Еще и в каждом лагере работают клубы, школы, академии: школа старого боцмана, академия выживания, школа лидеров.
Школа лидеров – несомненное требование времени. Ребята здесь действительно обретают уверенность в себе, осваивают навыки общения, развивают организаторские способности. Не даром ведь платные путевки раскуплены до конца года, хотя рынок детского отдыха и образовательных программ сейчас огромен. Есть центры отдыха, в том числе и за границей, где море теплее, еда деликатеснее, бытовые условия лучше.
Как и все на свете, влюбленность в орлятское братство имеет обратную сторону. Приезжая отсюда, как и выходя из хорошей, человечной школы, ребенок чувствует себя белой вороной. Ребята часто пишут в лагерь, тоскуя по той потерянной поддержке, дружбе, пониманию взрослых. «Поэтому, – рассказывает методист «Орленка» Юрий Беляков, работающий здесь со студенческих времен, – мы разработали программу реадаптации ребят. Накануне отъезда мы проигрываем с ними возможную реакцию окружающих на их восторженные рассказы. Чтобы не отчаивались и были готовы к непониманию, умели при желании отстаивать принятые гуманитарные ценности».
Об этой проблеме говорили и другие педагоги на конференции: чем доброжелательнее замкнутый мирок, в котором растет ребенок и доверчиво принимает его ценности, тем труднее ему придется при столкновении с обычной жизнью. И хоть сколько-нибудь удовлетворительного решения здесь нет.
Впрочем, как и у многих сегодняшних проблем. Попробуем искать ответы вместе. По орлятской традиции.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru