Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №43/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА, ОТКРЫТАЯ МИРУ 
 

Ната КРЫЛОВА

Право на выбор. Право на поиск

В Москве прошел XVII Конгресс международной сети продуктивных школ (INEPS)

В его работе приняли участие более ста педагогов и преподавателей вузов России и представители продуктивных школ стран Европы, в том числе Германии, Греции, Испании, Португалии, Швеции, Финляндии, а также США.
По сложившейся традиции темы конгрессов не повторяются. Они вытекают из особенностей образования той страны, в которой конгресс проводится. Например, тема португальского конгресса 1991 года – «Как стать европейской продуктивной школой». В Финляндии в 2003 году работали под девизом «Обеспечение равных возможностей для неуспешных детей». А наша, российская тема звучала так: «Продуктивное учение и демократизация школы». Не случайно: отход от администрирования, открытый, партнерский стиль управления на всех уровнях, демократический уклад жизни – главные условия успеха продуктивных школ и проектов.
Дело в том, что чисто продуктивных школ, то есть школ, осуществляющих только идеи свободно организованного, протекающего, варьируемого образования, в России нет. Есть отдельные попытки построения вариативных систем в структуре традиционного образования. Такие попытки предпринимают педагоги, которые видят в каждом подростке индивидуальный ресурс, уважают уникальность каждого, способны признать право ученика на выбор и поиск. «Альтернативщиками», как правило, становятся учителя, которые слышат зов жизни и чувствуют потребности подростков, – совсем молодые люди или представители старшего поколения, испробовавшие в традиционной педагогике все и во всем разочаровавшиеся. Ежегодные конгрессы сторонников продуктивного образования, семинары, проводимые лидерами движения, практикумы становятся для таких педагогов неформальной системой повышения квалификации.
И пусть российская школа пока плохо оборудована для свободного образовательного поиска учеников, для педагогики участия и взаимного доверия, она быстро впитывает опыт международной сети продуктивных школ. В частности, популярная ныне идея портфолио напрямую связана с продуктивным образованием. Только у них портфолио не красивый довесок к оценкам и документам, а единственный механизм отчета ученика о работе. Ведь основное время школьники заняты на рабочих местах в городе и в школьное здание приходят один-два раза в неделю! Но не на уроки, а для совместных обсуждений своего продвижения в проекте, решения вопросов, вызванных самостоятельным изучением учебного материала, интегрированного в проект.
В продуктивном образовании уже воплотилась и другая мысль, которая будоражит российских педагогов, но никак не пробьет дорогу в школу, – меж-
предметная интеграция. В школах США, Франции, Германии, Финляндии, Швеции обязательными являются лишь две предметные области: языки (родной и иностранный) и математика. Остальные предметы изучаются в связи с индивидуальными темами учащихся, вытекают из содержания практики, работы на реальном рабочем месте.
Тем не менее конгресс констатировал: «В то время как многие альтернативные проекты образования приносятся на жертвенный алтарь консерватизма, когда ограничиваются права молодых людей на социальное участие и на включение в деятельность, можно уверенно сказать: в России происходит становление сети продуктивных школ и проектов».
Хорошо. Только бы не поддаться соблазну и не начать говорить о любом сделанном педагогом и учеником деле или о выполненном проекте как о продуктивном образовании. Методика продуктивного учения все-таки существует. И она имеет свое лицо.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru