Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №41/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
РАДИОРУБКА

Сто крылатых имен
Продолжается цикл передач о великих петербуржцах

На этот цикл я натолкнулась случайно. Услышала как-то мельком по радиоточке на кухне и невольно заслушалась. Теперь остро жалею (будто прилежный зритель телесериалов), если дела заставляют одну из его передач пропустить.
Называется этот цикл, созданный петербургским отделением Радио России, не без понятной гордыни (ведь все же культурная столица страны), но все-таки вполне незатейливо, даже немного формально: «Великие петербуржцы. Сто имен». Невольно ждешь, что за таким названием скрывается очередное «радиожитие», в меру сентиментальное, в меру поучительное. Жанр этот нынче популярен на радио и, безусловно, преследует самую благородную цель: в каком-то смысле насильственное аудиопросвещение нашего все менее и менее читающего общества. В отличие от ТВ, которое пытается слить максимум гуманитарной информации на канал «Культура», чтобы расчистить место для передач разнузданно развлекательных (по вкусу мало отличающихся от сопутствующей им рекламы), наше радио, к счастью, не сложило с себя культуртрегерских полномочий. Напротив, количество передач, посвященных проблемам культуры, связанных с творчеством гениев прошлого, а также их современных коллег, все увеличивается. И все чаще в эфире появляются радиоспектакли и литературные сериалы, причем последние стали решительно сдвигаться от детективов к текстам более сложным, порой неожиданным. Правда, количество не обязательно совпадает с качеством. И уже то и дело проглядывает ремесленная легкость, диктующая одинаковость предлагаемых решений, будто режиссеры пользуются одним и тем же набором отмычек. Художественная «радионовизна» обнаруживается не часто. На таком фоне цикл «Сто имен» выделяется свободой структурной концепции, отказом от стереотипов, успевших сложиться в передачах подобного рода. В эпоху диктата всякого рода форматов он выглядит принципиально внеформатным.
Свобода сказывается уже в самом выборе великих имен, которые извлекаются из совершенно разных сфер деятельности. Люди различных творческих профессий перемежаются то с политиками, то с путешественниками, представителями российского промышленного капитала и т.д. и т.п. И потому каждая новая передача цикла вводит слушателей в новую сферу деятельности, переносит их в иные времена-обстоятельства, постепенно расширяя представления и знания о прошлом России в его самых высших и просто бытовых проявлениях. Ведь великие петербуржцы велики, разумеется, не в масштабах одного, пусть и столичного, города, но в масштабах страны, а часто и мира.
Свобода цикла – в самом характере серий, потому что нет никаких обязательных схем их построения. Каждая уникальна, она будто сама по себе, словно готовилась без оглядки на собственных соседей. Ее сюжет и конструкция зависят не от заданных изначально правил игры, а от логики и фактуры привлеченного материала, от его исторического контекста. А еще – и это, пожалуй, самое примечательное в работе петербуржцев – от современных взглядов на тот кусок истории, который реконструирует передача. Наводится мост, по которому так интересно двигаться туда и обратно. Рассказ о былом оказывается отражением воззрений и действий новейшего времени. Очень важно, что люди, участвующие в передачах, – это не только историки. Они находятся в сегодняшнем круге проблем, связанных с жизнью героев сюжета. К тому же их точки зрения могут быть спорными, даже сталкиваться между собой. И тогда слушатели из пассивных поглотителей информации превращаются в заинтересованных свидетелей интеллектуальной борьбы, оказываются в возбуждающей ситуации выбора.
Вот сюжет о великом Петипа, балетмейстере, определившем своими постановками целую эпоху в искусстве балета. Его характер, судьба. Его выдающиеся творения. Внешне вполне достойные, но по сути своей грустные обстоятельства жизненного финала. Художественные тенденции и театральные нравы тех лет. Масса сугубо профессиональных сведений о балетном искусстве, однако и без рассказа о закулисных интригах не обошлось: они ведь тоже знак ситуации. Словом, материал сам по себе увлекательный, разнообразный и емкий. Но авторы передачи решительно расширяют его, они не замыкаются в прошлом. Творчество Петипа в какой-то момент словно извлекается из исторического далека, чтобы можно было его рассмотреть в контексте балета сегодняшнего.
А вот совсем другая по форме и направленности передача – о плавании Лазарева и Беллинсгаузена к неведомым тогда берегам Антарктиды. Здесь в центре внимания уже не столько жизнь и личности героев, сколько история великих географических открытий в той ее части, что касается поисков таинственного южного материка. Нам рассказывают о знаменитом капитане Куке, который был в двух шагах от желанного берега, но повернул назад. О старинных картах, морских течениях, суровых условиях плавания в неведомых и опасных водах. Восхищаясь достижениями русских мореплавателей, авторы, однако, не скрывают споров и тяжб, связанных с приоритетом открытия Антарктиды, продолжающихся и по сей день. И конечно же не забывают упомянуть о трудностях (прежде всего финансовых), которые испытывают сегодня российские исследовательские станции на Антарктиде. В ностальгическую гордость за прошлое нашего флота невольно вторгается уже привычная современная горечь: как много было оставлено, как мало нам удалось сберечь.
Горечь присутствует и в сюжетах о Нобиле и Фаберже. Две поразительно разные и разномасштабные судьбы. Но насколько похоже отразилось на них революционное развитие событий в России!
Передачи ведут слушателей по улицам Петербурга, стараясь вырвать из исторического небытия их прошлую жизнь. Разглядеть в нынешнем облике домов (сквозь сегодняшнюю оставленность, равнодушную отчужденность) хоть что-то, сохранившее иллюзию присутствия их прежних выдающихся обитателей. И становится зримым (будто не слово звучит, а развертывается жесткий зрительный ряд), как упорное, непрестанное – вседневное – созидание, которому была отдана целиком жизнь героев этих сюжетов, трагически наткнулось на безжалостные силы истории. Создаваемое ими методично, разумно, ответственно (чтобы на долгие-долгие годы) в одно мгновение превратилось в прах. И этот прах брезгливо отряхнули с революционных сапог.
Связь времен, по-разному возникающая в каждом сюжете, делает цикл «Сто имен» свободным, актуальным, информативно насыщенным, придает изложению подвижность и живость. А еще всякий раз ощутимый нравственный подтекст, заставляющий взглянуть на события прошлого сквозь призму сегодняшней нашей общей ответственности перед ним, а значит, перед будущим.

Римма КРЕЧЕТОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru