Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №41/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

МЛАДШАЯ ШКОЛА

Интересно, кто первым придумал давать детям на лето списки книг для чтения? Чем они становятся для ребят: необходимыми компасами – помощниками развития или досадными будильниками, нарушающими летнюю безмятежность, напоминающими об ученическом статусе и его обязательствах? Интересно, есть ли дети, прочитавшие все по списку от начала до конца?
Давно уже стало общим местом ут-
верждение, что дети теперь читать не любят, что место книги в душевном мире ребенка прочно занято образами видео и компьютера. Многие всерьез обеспокоены этим, но может быть, важнее не бороться за книгу и ребенка, не противопоставлять жизнь книжную и бескнижную, а постепенно, незаметно напитывать ребенка книжной пищей? Не информацией, почерпнутой из книг, не переживаниями по поводу прочитанного, а особенным духом книжности, от которого рождается желание читать и читать. И здесь нельзя рассчитывать только на собственные силы ребенка, недавно одолевшего грамоту, нельзя рассчитывать на дотошность учителя, нельзя надеяться на успешные методики… Всякая мама знает, что бывает, если кормить ребенка насильно. И всякая мама скажет, как легко ребенок учится всему, что необязательно, неформально, что органично его детской сути. Эта вечная учительская проблема – суметь соединить неустойчивый ручеек детского спонтанного интереса ко всему на свете с руслом Большой Культуры.
Процесс научения чтению – трудоемкий, и стойкая нелюбовь к чтению возникает чаще всего именно в первые годы учения. Но через чтение, через слово ребенок входит в мир ценностей, вечных и временных, чтобы признать потом некоторые из них своими, главными в жизни. Оттого-то так важно уже в самом начале отрешиться от представлений о чтении как школьном предмете, уроке, направленном на приобретение суммы навыков, настроиться на чтение-путешествие, проникновение в суть смысла, встречу с той книгой, которая окажется любимой и откроет ребенку двери книжного и реального мира.

Игра, переживание, понимание...
Три кита литературы в начальной школе

Читать, писать, считать – слово «читать» стоит первым в этой триаде. Это бесспорная ценность образования, то, что всегда было предметом гордости школы и особого внимания со стороны родителей. Как мы радуемся, когда ребенок начинает узнавать буквы! Гордимся, что смогли научить читать до школы. Беспокоимся по поводу результатов проверки техники чтения – не медленно ли читает? Берем с собой в отпуск книги по списку на лето. Понятно, что навык чтения – основа успеха по всем предметам. Но дело даже не в прикладном значении чтения. Если ребенок читает, значит, будет хорошо учиться, слушаться родителей, станет «приличным человеком». Все у него в жизни будет хорошо. Если не читает? Почти мистический страх при мысли об этом.
Поэтому настойчиво спрашивает учитель, поэтому настаивают родители: «Тридцать страниц в день – твоя норма». Так надо, но так неинтересно, а ведь именно интерес – двигатель детской жизни. И здесь вопрос не в том, чтобы позабавить ученика или облегчить процесс учебы. В интересе скрыт сам корень учения – что будет, если?..
Вот почему на уроках литературы в начальной школе мы играем в литературу. В прямом смысле – как играют артисты на сцене. Играем в литературные тексты.

Раз в неделю, по пятницам, когда накопилась усталость и хочется сделать выдох, дети делают маленький спектакль. Они показывают то, что прочитали на уроках чтения. Дети готовы играть во все что угодно. С простейшими декорациями и без, после небольшой репетиции или с налета. Но обязательно, чтобы были зрители – человек десять хотя бы.
Уговаривать никого не надо. Не было случая, чтобы кто-то капризничал и боялся выйти на сцену. Дело настолько простое и ясное – как игра в салки. Кто же боится играть в салки? Чистая радость! Радость от того, что смог, что «мне хлопали». После спектакля – прогулка на свежем воздухе, потому что даже небольшой спектакль – сильный эмоциональный взрыв для ребенка. Но именно этого школе обычно и не хватает – взрыва эмоций. И это чувство радости–удовольствия от общения с книгой почти на физиологическом уровне – закрепляется в сознании ребенка. Дать возможность ребенку наиграться вдоволь – по-моему, другой задачи у начальной школы нет.

Но если чистой радости мало, если нас беспокоят более серьезные вещи – развитие мышления, понимание литературы, умение анализировать текст, – что ж, давайте говорить не о физиологическом удовольствии, а о мышлении и понимании.
Что это такое – понимать литературный текст? Чего мы ждем от встречи ребенка с текстом? Сначала возникает впечатление. Как печать в сознании человека – мгновенно и надолго. Или волнение? Текст вызывает волну, приводит душу в состояние беспокойства. Или переживание? Читатель переживает за героев – живет их жизнью. Впечатление, волнение, переживание – можно сказать, восприятие сердцем. Конечно, это не научный термин. Но должна ли педагогика говорить только на языке науки? Смысл слова «сердце» понятен каждому.
Видеть сердцем – это принимать нечто целиком, не расчленяя, не разбирая. Не как препарат под микроскопом, а с чувством, неравнодушно. Не изучать, а жить, чувствовать, любить. Достаточно ли сердца? Конечно, нет, мы же взрослые люди! Но мы не знаем возможности и глубины такого восприятия. Не знаем достоверно, что чувствует ребенок, просто переживающий литературный текст. Он ничего не говорит? А вдруг это-то как раз и хорошо? Красивые слова убивают чувство.

Конечно, речь не о том, чтобы сыграть на сцене всю программу начальной школы по чтению. Литературный театр – лишь способ вдохнуть жизнь в школьную литературу. Можно читать любимую книгу, можно написать о ней в школьном журнале, чтобы прочли другие, можно вообще читать вслух… Можно все что угодно, лишь бы чтение было не заданием, а частью естественной деятельности ученика.
И речь не о том, чтобы в начальной школе вообще отказаться от анализа текста. Анализ литературной формы возникает при таком подходе сам по себе, от детского удивления. Это написано смешно. А здесь почти слезу утираешь. Как удалось писателю рассмешить меня, незнакомого ему человека? Почему какие-то тексты оставляют нас равнодушными, а какие-то нет? В чем секрет? С этих вопросов начинается литературоведение. Конечно, мы не произносим с детьми этого слова и не пользуемся многими другими строгими терминами – мы просто наблюдаем за текстом и пытаемся понять загадку его воздействия на нас. Как будто заглядываем через приоткрытую дверь в мастерскую писателя: что он делает там, какие инструменты лежат на верстаке? Зачем нам это знать? Чтобы освоить приемы и использовать их – писать самим! Сказки, рассказы, пьесы… И ставить их в школьном театре!

Рустам КУРБАТОВ, директор лицея “Ковчег – XXI”
Красногорск-2, Московская область


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru