Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №41/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Вопрос не по билету
Заблуждения, которые превращают итоговую аттестацию выпускников в испытание для учителя

Что это – случайность или закономерность? Учителю кажется, что все дело в стечении обстоятельств: просто один ребенок растерялся, стеснительный он очень, а другой, тот, который не учился, – нахальный, ему “все нипочем”.
К сожалению, эти ситуации скорее являются закономерными, чем случайными. И я попробую это доказать.

Хорошие ученики “знают” больше других

Кого мы называем хорошими учениками? Тех, кто в течение учебного года добросовестно выполнял все задания учителя. Педагог уверен, что главное в его предмете – дословное воспроизведение материала? Значит, его любимые ученики умеют это делать с легкостью. Учитель ценит, когда ребята с ним спорят, высказывают собственное мнение? Фаворитами на его уроках будут раскованные, энергичные дети.
Каждый преподаватель уверен в эффективности своих методов обучения. Никто не сомневается, что так и только так, как он учит, можно научить любимому предмету. Подавляющее большинство считает, что, если дети будут следовать их инструкциям, они будут знать изучаемый предмет.
На самом же деле (и это мы повторяем вслед за многими великими учеными и педагогами) ни один из процессов обучения не имеет никакого отношения к передаче знаний. Дети учатся у взрослых (и друг у друга) упорству или прилежанию, свободе мысли или точному копированию чужих слов и действий. А знания… После всех уроков они остаются у каждого свои, причем зачастую совсем не те, о которых мечтают учителя.
Самое ужасное в этой ситуации то, что и педагоги, и дети, и родители уверены: в ходе учебных занятий дети получают знания, которых будет достаточно, чтобы сдать экзамен, поступить в институт и…
“Мы это давно проходили и уже забыли!” – знакомая фраза, не правда ли? И вы, уважаемые коллеги, давно забыли то, что проходили в школе и с чем не сталкивались длительное время. А если бы не забыли, сошли бы с ума. Поэтому все ненужное (то, что не используется) забывается.

На экзаменах мы проверяем “знания” детей

Идет выпускной экзамен. Преподаватель задает вопрос, ученик на него отвечает и допускает ряд неточностей, после чего учитель начинает задавать наводящие вопросы и через некоторое время сам же дает ответ.
Типичная ситуация, когда люди задают вопросы, ответы на которые им заранее известны. Никого не интересует мнение ученика по тому или иному поводу, гораздо важнее, совпадет оно с мнением учителя или нет.
Именно степень совпадения и проверяется во время обычных экзаменационных процедур. Чем глубже ребенок понимает проблему, тем меньше у него шансов сказать именно то, чего от него ждут. В то же время поверхностное понимание обсуждаемых вопросов позволяет ограничиться воспроизведением текста учебника (учителя должны с ним согласиться!) и быстро реагировать на реакцию комиссии.
Помню, как я сдавала выпускной экзамен по литературе и в своем рассказе бодро приписала фразу “Плеханов – наш учитель, наш барин, а Ленин – вождь и товарищ наш” Маяковскому. Учителя переглянулись и переспросили, кто же все-таки сказал эти слова. Я быстро сообразила и, сделав удивленные глаза, выдала следующую фразу: “Горький это сказал, конечно. Я просто хотела подчеркнуть, что Маяковский был с ним абсолютно согласен!” За ответ мне поставили “пять”. За знания? Уж точно нет! Скорее за напор, уверенность в себе, умение быстро сориентироваться в создавшейся ситуации.
Одни дети привыкли, что им все дается легко, учитель всегда доволен их ответами, – именно такой реакции взрослых они ждут и на экзамене. Другие год жили в борьбе, бунтовали и получали свои вполне заслуженные двойки и тройки. И на экзамен они идут с тем же ожиданием: их все равно не поймут, не оценят, придется снова доказывать свою состоятельность. А третьим вовсе безразлично, как к ним относятся учителя и что про них подумает комиссия.
Во время экзаменов проверяются не знания, а умения, но, к сожалению, вовсе не те... Учитель видит свое отражение в своих учениках, и часто это отражение ему не нравится. Именно это расстраивает, раздражает, а порой злит: столько лет работы потрачено впустую…

Субъективная объективность экзамена

Интересно, что многие учителя, поняв всю абсурдность экзамена на знания, просто перестают серьезно относиться к этой процедуре. Например, прослушав все ответы, выставляют отметку не за них, а за то, как ребенок занимался в учебном году. Комиссия советуется: “Какая была у него отметка? “Четыре”? Много работал? Тогда давайте за экзамен поставим “пять”. Халтурщик? Тогда можно тройку, пусть поймет, что в жизни ничто не дается просто так!” Эта комиссия понимает, что никакие знания дети на экзамене не показывают, а учителя и не пробуют их проверять.
И очень жалко тех ребят, которые, возможно, впервые в жизни выложились перед экзаменом, подготовились, боролись, старались, а в результате на это никто не обратил внимания. Им снова припомнили старые грехи, а умение собраться в нужный момент, выучить материал (пусть он потом забудется, не в этом дело!), ответить осталось незамеченным, а значит, никому не нужным, неценным.
И до тех пор пока мы не изменим саму процедуру, не откажемся от несбыточной мечты проверить знания детей, разочарование будет преследовать нас.

Ольга ЛЕОНТЬЕВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru