Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №39/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА КРУПНЫМ ПЛАНОМ

Как правила жизнь правили, или Остаться должен только один?
Эта история произошла в детском саду.
Но она типична и для школы: когда педагог и психолог не дополняют друг друга, а по существу, заменяют

Было это в старшей коррекционной группе детского сада. Пришел я туда на правах психолога. Посидел, осмотрелся. Дети занимаются своими делами. Большинство возит машины по полу.
Задача у меня была простая, включиться с детьми в действие и посмотреть изнутри на их поведение, особенности. Говорили, что дети плохо запоминают, плохо знают буквы, отвлекаются… Вот я и решил с ними почитать.
Говорю:
– Кому нужны права?
Дети заинтересовались, подползли.
– Вот, – говорю, – есть печать. Ставлю ее тому, кто на права сдаст.
Достал печать с клоуном. Показал ребятам. У меня обычно много всякой всячины в карманах валяется. Мало ли что сработает…
Дети толкаются, ко мне подбираются. Кричат: «Мне, мне!»
Говорю:
– Давайте тогда правила придумаем, как машинам по группе ездить. Я буду записывать, а вы говорить.
Первым начал диктовать крупный мальчик с большими ясными глазами:
– Чтобы машины прямо ездили!
– Это как, – спрашиваю.
– Чтобы машины прямо ездили, никого не били.
– Ясно, – говорю, – диктуй.
Он начал по слогам диктовать. Гласные тянет, старается. А я глупым прикидываюсь, печатными буквами фломастером на листе печатаю. Тут хором мне помогать начали. Одним словом, дядя писать умеет, а слышит плохо. Дети участливые попались, дяде помогли. Чтобы быть мне понятными, звуки старательно произносили.
– Че, дурак? Не «плямо», а «пр-р-р-ямо»! – кричат автору.
Потом следующее правило придумывали и диктовали. Я записывал.
Получился плакат.
«Правила
1. Машины ездят прямо, никого не толкают.
2. Проверять, чтобы работала.
3. Ездить тихо.
4. Ездить медленно.
5. Чтобы кубики возили.
6. Водителю нужны права».
Долго мы над плакатом трудились. Наконец я его магнитиками на доску повесил. Стоим любуемся.
– Вот, – говорю, – теперь, кто права хочет, должен правила прочитать.
Взялись хором читать. Пальцами по плакату водят. Ясно, что наизусть уже текст знают, но в ритмичный рисунок текста попадать начинают. И это отрадно.
Сижу права выписываю. Кто прочитал, мне имя диктует, я записываю.
Тут воспитатель откуда-то пришла. Спрашиваю:
– Хотите, мы вам правила почитаем?
Она улыбается. Дети все к доске подбежали и давай хором читать. А глазастый Мишка по плакату пальцем водит, а все за ним…
Смотрю, воспитательница глаза большие сделала, головой мотает.
– Это они не читают, – говорит.
– А что же? – спрашиваю. – Буквы на месте, глаза на месте, речь на месте, за пальцем следят, палец с речью совпадает…
Потом педагог-дефектолог на меня жаловалась на педсовете, что я ей всю работу разрушил. Вместо «а» везде «А» печатал. А на занятии, говорит, детям слоги считывать, а они на нее смотрят… Конечно, смотрят. Что там считывать? Слоги – это про что?
Не разрушил я ей работу, а помог, просто цели у нас оказались разными, по-разному ситуацию видим.
Не стала педагог-дефектолог обсуждать со мной эти проблемы. Мол, уберите от нас этого. Не убрали, конечно, я в другом углу сада приспособился…
Вот и думаю: психологом в саду может быть только педагог, педагогом – только психолог.
А потом как-то взял паспорт свой открыл. А там золотыми буквами напечатано: «РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ. ПАСПОРТ». Никаких «а».

Сергей ПЛАХОТНИКОВ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru