Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №37/2005

Третья тетрадь. Детный мир

УЧЕБНАЯ ТРЕВОГА

Докажи, что грамотный
Ученик как вечный подозреваемый

Что такое 15-летние подростки? Труднейшая категория людей. Самое чудовищное педагогическое действие по отношению к ним – держать их в состоянии коллективной задачи: социализировать, ставить в ряды. Именно в этом возрасте фантастически важными в жизни человека становятся отчуждение и обособление. Отчуждение – попытка личности спасти себя от Мы. Спасти для развития. В этот период подросток должен трактоваться взрослыми как человек в высшей степени надежный, желанный для сотрудничества.
Любой подросток обладает колоссальной творческой активностью. Его жизненная энергия огромна, ведь он растет каждую минуту. Но кто из работников сферы образования руководствуется такими вещами, как уважение к особенностям роста и развития человека? К тому, что в этот период уважение к личности должно быть абсолютным? Было бы прекрасно, если бы задания, которые школа предлагает подростку, были уважительны по отношению к нему. Но этого нет. Ставят достаточно унизительную задачу: письменно пересказывать то, что они уже знают, уже писали или уже читали. Надо повторить дословно неинтересный отрывок из какого-то произведения, написанного непонятно когда и непонятно зачем. Это прямая дискредитация школьного образования, потому что воспринимается такое задание как акт недоверия: зафиксируй чужой текст и таким образом предъяви доказательства, что ты вменяемый, грамотный. Его подозревают. Его используют не как самоценную личность – ведь никакого человеческого самоопределения в ситуации экзаменационного изложения (и всех предшествующих изложений) не происходит. Более того, пишущий на время экзамена должен напрочь уничтожить свое Я.
Вот эта звериная серьезность нашего образования способна унизить больше всего.
И потом. Ситуация, когда тебе сначала читают текст, а потом заставляют писать, только на первый взгляд выглядит хорошо. Колоссальная разница между человеком слушающим и пишущим. Устный текст воспринимается как данность, которой больше не будет. Все нравственные решения по поводу услышанного связаны с мгновенным схватыванием смысла. Устное восприятие более целостное, и звучащая речь – это уже общение, интерпретация. Так действовали миссионеры среди бесписьменных народов, так было в избе-чительне, когда в 20-е годы ликвидировали без-
грамотность, так же обстоит в семье, где есть дети-дошкольники. Звучит понимающее чтение, когда все слова произносятся со смыслом, как будто читающий их впервые изобретает. Заражающее чтение не оставляет места непониманию. Но мышление такая хитрая штука, что те способы, по которым ставятся проблемы, совершенно не годятся, чтобы эту проблему решать. Тот способ, которым человек воспринимает устный текст, мешает ему писать.
Письменный текст воспринимается совершенно по-другому. Внутренний сюжет в нем не прописан, его нужно найти, выделить, прочувствовать, воссоздать в себе, выстроить на эмоциональном уровне. Пережить не на уровне аффектных эмоций, а эстетических, которые имеют объективную, абсолютную природу. Надо уметь адекватно прочесть – не на каком-то усредненном уровне понимания, а на личностно-понимающем. Эта задача интереснее и сложнее. Но хотя у нас способных детей    значительно больше, чем способных педагогов, эту задачу подросткам тоже не доверяют.
Их учат каким-то глупостям: части текста, порядок событий, трудные слова, непонятные подробности. Исконно целое, каждый элемент которого содержит в себе это целое, в работе над изложением не учитывается. Чем можно осветить слово? Либо совестью, либо талантом. Но честной личности в школе очень трудно.

Владимир РАЖНИКОВ,
доктор психологии,
профессор


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru