Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №35/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ПРИРОДА ШКОЛЫ

"Единый экзамен не получается единым"

“Появилось уже официальное досье популярности школ...”

– ЕГЭ в прошлом году проводился у нас впервые, и мы сразу почувствовали значение этого масштабного мероприятия. На первом же августовском педсовете, в первые его минуты директор с удовольствием сообщила, что наша школа по результатам ЕГЭ занимает одно из ведущих мест. А я с грустью подумала, что теперь у нас появилось уже официальное досье популярности школ. Видимость объективности: одни школы учат хорошо, а другие плоховатенько: надо же, 243-е место по области заняли! И как бы эти несчастные двести сорок третьи ни оправдывались, приводя в свою защиту различные аргументы – контингент рабочей окраины, профильная или малокомплектная школа, – в “скрижалях” могучей государственной бумаги они самые последние, самые плохие.

Алевтина КОЛОБОВА, учитель Вологда

“У нас вы аттестат не получите!”

– Единый экзамен не получается единым. Сдавать его приходится детям три раза: пробный в школе, репетиционный в городе, наконец, вступительный в вузе. Но не это ужасно.
В апреле, после пробного экзамена, в вечерние школы нашей области потянулись подростки, которых по результатам ЕГЭ убедили забрать документы из родной школы. “У нас вы аттестат не получите!” – сказали им. Таким путем администрация престижных школ добивается высоких показателей по ЕГЭ. Не слишком ли много неожиданностей в таком ответственном деле?

Анна Пральникова, учитель Белгородская область

“У ребенка в школе не только уроки”.

– Единый госэкзамен победно шагает по стране. «Объективный контроль», «независимая экспертиза» и «единые правила» не столько порождают новые ситуации в образовании, сколько усугубляют его застарелые проблемы.
Школа теряет прежнюю власть над учеником. Это могло бы быть и хорошо, если бы она владела учениками только на организационно-техническом уровне: преподносила материал и обеспечивала его усвоение, оценивая качество приобретенных в школе навыков. Наверное, ЕГЭ поможет избавлению тысяч учеников от произвола и пристрастности педагогов, от оценок, сниженных «за поведение», от унизительной зависимости от настроения и мнения учителя как истины в последней инстанции – послужит росту личного достоинства каждого ученика.
Но так уж сложилось, что власть школы над ребенком распространяется на все его поле развития от 7 до 17 лет. У ребенка в школе не только уроки, но в первую очередь отношения. И не только любовь и дружба, но и весьма сложные и интересные образовательные отношения.
Ни для кого не секрет, что формальные процедуры образовательного процесса занимают в жизни школьника ничтожно малую роль. Ну спросили, ну не ответил, ну был без дневника, выгнали с урока. А вот что действительно было: рисовали карту путешествия Гринева, мою вывесили на доску; алгебраичка так разозлилась на пацанов (они брызгались из бутылок), что выплеснула на голову Петюнчика всю воду для цветов; на анатомии мы рассматривали муляжи человеческих костей, они почему-то желтого цвета; после уроков готовились к турслету и бесились... Каждый школьный день состоит из множества запланированных и стихийных эпизодов, из реакций на них, из наблюдений, оценок, переживаний.
А что такое настоящий, живой урок, как не переплетение опытов, совместное созидание – продуктивный диалог разных субъективностей с некоей объективной реальностью культуры, заложенной в программе или привлеченной к уроку педагогом? Подавите образовательную субъективность ученика и учителя, и вам будет нечего сказать о мотивации к учению, интересе к предмету, а также об эффективной образовательной среде и доступности качественного образования.
Субъективность – не что-то привнесенное от себя, не то, чего может не быть. Она имманентна природе развития человека. Без нее ни успешным, ни счастливым чувствовать себя невозможно. Наши главные вопросы к детям: «А ты как думаешь? Что ты заметил? Как тебе это удалось?» И так правильно, справедливо, природно!

Григорий ДУБОВ,
заместитель директора школы Бийск


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru