Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №34/2005

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
ТОТ, КТО ЗНАЕТ БОЛЬШЕ НАС 

Александра БОЧАВЕР

Поведение и наказание

Отрицательный пряник и положительный кнут

Дети время от времени ведут себя плохо. Чтобы научить их вести себя хорошо, существует два традиционных способа – кнут и пряник.
Кто-то считает, что за каждый проступок надо разок наказать так, чтоб на всю жизнь запомнилось. Кто-то, наоборот, думает, что лучше вообще не наказывать, вырастет – сам все поймет. Американский психолог Б.Скиннер описал способ обучения, когда конкретное действие закрепляется, если за ним следует определенный результат. Капризный ребенок в магазине игрушек, получающий желаемую машинку от раздраженной и испытывающей стыд матери, быстро понимает: стоит немножко покричать – и получишь то, что хочешь. Выходит, мама поощряет, сама того не подозревая, поведение, которое ей совершенно не нравится.
Поощрения бывают разные: положительные, которые приятным образом подытоживают поступок: «О, ты помыл посуду – какой молодец!» Это может быть похвала, подарок или что-то вкусное. Отрицательные поощрения изымают неприятный стимул в награду за хорошее поведение. «Вот перестанешь кашлять – тогда и снимешь свой колючий шарф».
И наказания тоже бывают двух видов. Положительное наказание выражается в создании чего-то неприятного в ответ на неудовлетворительное поведение ребенка. Например, за грубость ребенок стоит в углу или получает подзатыльник. И отрицательное наказание, когда изымается приятный стимул за проступок: «А, ну раз ты не будешь убирать свои игрушки, то цирк завтра отменяется».
Многие предпочитают использовать поощрения и опасаются наказания. Почему?
Во-первых, наказание только тормозит нежелательное поведение в определенной ситуации, но в другой (например, в отсутствие родителей) может возобновиться. Пока родители ругают за каждое несделанное домашнее задание, ребенок кое-как учится, но стоит ему уехать к бабушке – учебе конец.
Во-вторых, постоянные наказания вызывают у ребенка чувство вины (раз его все время ругают, значит, он плохой, глупый, неудачливый) или ответную агрессивность («если вы так ко мне относитесь, я буду отвечать тем же»), увеличивают уровень тревоги, конфликтность и трудности в общении.
В-третьих, любое поведение, которое способно избавить ребенка от наказания, становится устойчивым. Например, ложь: если ребенок поймет, что его слова нельзя проверить, он будет врать все чаще, потому что это удобно, просто и спасает от наказания.
В-четвертых, наказание не объясняет, почему так поступать нельзя. Что плохого в том, что кто-то поиграл со спичками или сказал глупой соседке по песочнице, что она дура? Спички – это интересно, девочка действительно неумна, значит, все правильно…
И наконец, если в семье наказание используется часто и регулярно, ребенок соглашается с тем, что он глуп и плох, принимает все обвинения и такой стиль воспитания как естественный ход событий и воспроизводит его в собственной семье, не задумываясь о том, что бывает иначе.
Более перспективной выглядит система поощрений, которые для большей эффективности должны быть не постоянными, а периодическими. Не нужно пламенно благодарить ребенка за каждую вымытую чашку (он перестанет их мыть, если рядом некому будет сказать «спасибо», или пресытится похвалами), но необходимо время от времени хвалить его за это. Некоторые считают, что наказание вообще следует исключить из системы воспитания: негативное поведение стоит игнорировать, и тогда ребенок, для которого подкреплением служит факт родительского внимания, станет вести себя поощряемыми способами. Если все же наказание используется, оно должно осуществляться вслед за проступком (а лучше – в процессе его совершения), не жестоко, но однозначно строго.
И каждому человеку, которому довелось кого-то воспитывать, нужно помнить вот о чем. Во-первых, стратегия должна быть последовательной (нельзя один раз за что-то наказывать, а в другой за то же самое хвалить: это способствует тревожности и внутренним конфликтам у ребенка). Во-вторых, нужно понимать, какое именно поведение вы разрушаете своей руганью и что именно закрепляете своими похвалами? Важен не стереотип («наказание – всегда плохо» или «без ремня никуда»), а то, что вы всегда знаете, за что стоит наказать, за что нужно похвалить и что можно проигнорировать.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru