Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №34/2005

Первая тетрадь. Политика образования


ТО-ТО И ОНО 

Светлана КИРИЛЛОВА

«Неужели учиться обязательно?»

Партия «Наш выбор» знает, что у российского образования есть проблемы. Но не знает, какие именно

Партия Ирины Хакамады “Наш выбор” начала борьбу за права школьников. Первый раунд состоялся в Мраморном зале Дома журналиста, где по такому случаю собрались восемнадцать человек. Большинство присутствующих журналистам были не знакомы. Значит, на призыв российской демократической партии “Права школьника сегодня суть правовое государство завтра!” собрался самый что ни на есть простой народ.

Каждого, кто отсидел хотя бы пять минут за круглым столом в Мраморном зале, охватило чувство “дежа вю”. И не только потому, что при входе участникам раздавали письмо Министерства образования России “О нарушениях при приеме детей в первые классы общеобразовательных учреждений” за подписью замминистра Виктора Болотова. Само по себе предложение перечесть документ от 19 июня 1998 года, где министерство клеймит практику отбора в первые классы по конкурсу, было бы удачным ходом.
Но увы, разговоры за круглым столом велись тоже семилетней давности… когда еще никто не предвидел модернизации, а говорили про отмену школьных отметок и создание попечительских советов при школах. (Кстати, там, где попечительские советы хотели создать, их с тех пор создали).
– Образование – это система подавления личности, – заявила Ирина Хакамада. – Оно в яркой форме отражает всю систему нашей власти. Школа за одиннадцать лет убивает в детях все, в том числе креативное мышление. Я кандидат наук, но содрогаюсь перед школой. Самые талантливые люди – двоечники и хулиганы. Они внутренне отрицают эту систему.
Справедливости ради следует отметить, что тезис про “самых талантливых людей – двоечников и хулиганов” партии в дальнейшем придется откорректировать. Избиратели его не примут. Участники “круглого стола” жаловались совсем на другие вещи. Например, на то, что хотели бы забрать своих детишек из хулиганской школы и определить в приличную. А им не дают. Или: выживают их детишек из хорошей и престижной (но дорогой) школы в хулиганскую и двоечную (но бесплатную). Вот в чем истинно народная проблема.
Поэтому партии “Наш выбор” не удалось перевести разговор на забуксовавший в Думе закон о создании попечительских советов. Присутствующие не знали, про что этот закон, когда и почему он застрял в Думе.
– Закон до сих пор не принят, потому что российским родителям не удалось обеспечить в парламенте представительство, которое принимало бы нужные им законы, – объяснила Ирина Хакамада. – Российским родителям надо консолидироваться. У нас, например, нет ни одного престижного супержурнала, посвященного образованию, для родителей, учителей, образовательной общественности, одним словом, для всех. Чтобы он был цветной, ненаучный, с высокими гонорарами. Давайте раскрутим этот проект!
Справедливости ради следует сказать, что один такой глянцевый проект под названием “Родительское собрание” (на страницах которого сама Ирина Муцуовна не раз появлялась) уже успел не только раскрутиться, но и закрыться. Родителям он был малоинтересен, рекламодателям тоже, а ввиду завершения модернизации финансировать этот дорогостоящий журнал никто не хотел.
Похоже, что российские родители – на редкость инертная масса. Они по зубам не всякому политику.
На “круглом столе” их познания в образовании ограничивались несколькими московскими школами, где учились (и почему-то всегда неудачно) их дети. Но “в остальной России, наверное, все гораздо хуже”, – уверенно заявляли они.
Для кого заседание, несомненно, прошло с пользой, так это для лидера партии “Наш выбор” Ирины Хакамады, которая к концу “круглого стола” узнала немало нового для себя:
“Скажите: у нас в школе есть ставка школьного психолога? Разве есть? И психологи действительно работают в школах?” Или: “Разве по нашей Конституции школьное образование является обязательным? Неужели? Нет, вы это серьезно?.. Но если в Конституции есть напоминание, что образование является обязательным, можно ли это образование приравнивать к тюрьме?”
Удивительно не то, что участники убежденно приравнивали школу к тюрьме, а то, что о своих детях, посещающих эту школу, они говорили одними и теми же словами. Как о неодушевленных предметах, которые требуется перемещать туда-сюда, из детсада в лучшую школу, из класса в более престижный класс. Но этого властного собственничества в отношении к собственным детям выступавшие не улавливали. Они считали это проявлениями родительской любви.
Школьная система несовершенна. С этим никто не спорит. Однако ребенок принимает давление школы как должное, когда родители по отношению к нему ведут себя так же. Если родители с первых лет его жизни ведут себя авторитарно: навязывают, давят, требуют…
И в этом партия “Наш выбор” оказывается права. Проблема существует.
Но начинать надо с воспитания родителей.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru