Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №31/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

УРОКИ ГРАММАТИКИА

ЕГЭ уже сдают! Переживают, активно обсуждают. И каждый, кто связан со школой, напряженно всматривается в ЕГЭ-контроль: следует правильно уловить образовательный заказ.
В угоду новым приоритетам сегодня многие педагоги сознательно отказываются от важных для себя педагогических идей и под диктатом тестовых форм контроля перестраивают методику. Куда спокойнее и ироничнее ученики: "Ничего страшного, немного потренируемся и спляшем под эту дудочку". Простодушная реплика, а сколько точных вопросов скрывает! В самом деле, что это за дудочка? Кто на ней играет? И почему она нас гипнотизирует?
…Когда гамельнский Крысолов уводил из города детей, он наказывал жителей за неисполненное обещание. И первой бежала дочь бургомистра. Когда по зову ЕГЭ в школу приходит скупость, скаредность, сведение содержания урока к прожиточному минимуму теста, когда становится невозможным следование декларируемым ценностям образования, – из школы бегут прочь. Не только дочери бургомистра.

Все дело в букве
Что изучают на уроках русского языка вместо русского языка?

Роль буквы в школьной жизни огромна. Первое дело ученика – не запутаться, разобраться в неочевидных значениях разных букв.
Есть литера класса. «Ашки» и «бэшки» – два разряда людей, про «вэшек» и «гэшек» говорить нечего, а каково учиться в 1«К» классе?
Можно представить себе землекопа и даже «половину землекопа», но что такое «Х – У»? На математике пишем символы по-латински, на геометрии и физике – по-гречески, а на химии что ни буква, то название элемента. Буква где-то рядышком с числом, и наоборот: цифры выступают в роли аббревиатуры. За цифрой «5» стоит «отлично», и это один ряд переживаний, за цифрой «2» – совсем другое.
Все буквы в школе – переменные. Есть, например, в алфавите буква «я». Важная буква, потому что эта «я» вовсе не Я. Школьное «я» у всех одинаково. Каждому ученику понятно, что когда ему дают тему «Как я провел лето?», спрашивают не про Я-какой-я-есть, а про Я-которое-должно-быть. Надо подумать: а как должен проводить лето ученик? Искренностью только людей насмешишь: «В этом году родители не смогли меня никуда отправить, и лето я провел в подвале нашего дома, где мы оборудовали штаб и играли в разведчиков…» И если в школе тебя просят найти значение Х, ищи ответ. И не думай, что это математика.
Далеко же простирается школьный алфавит!

Единица грамотности

При изучении русского языка все внимание сосредоточено конечно же на букве, этой наиболее очевидной единице текста. Преобладающее упражнение – вставить букву. Буквально: оценивается не знание русского языка, а умение правильно поставить буквы.
Пятиклассник переписывает из учебника словосочетание «раздЕваться в вышине» и на вопрос: «Это как?» – отвечает: «РаздЕть!» Слово «раздаваться» ему не пришло в голову, но при чем здесь смысл, если орфограмму №1 он применил. Выполняя упражнения на вставку букв, дети имеют дело не со смыслами, а с буквами. Буквы нужно вставить правильно! Отношения с русским языком у ребенка примерно такие: есть любимые буквы, есть и нелюбимые. Нелюбимые вызывают проблемы: «н» (одна или две?), «ь-ъ» (ставить или нет?), шипящие (о букве после них приходится думать), а также парочки «а-о», «е-и».
Почему упор делается на буквы, ведь это обессмысливает язык? Не то нужно учить, не сюда бросать
силы!
Риторические вопросы: букву легче проконтролировать.
Содержание есть у слова, только слову учить гораздо труднее.

Как правильно не по правилам

Мы обманываем себя, когда думаем, что наделяем формальную задачу неформальным содержанием: позволяем себе говорить об историческом смысле буквы, о части речи, части слова и даже синтаксической роли буквы (некоторые буквы вовсе не буквы, а слова!). В поисках смысла можно наделить смыслом что угодно.
Будем объективны: мы просим вставить буквы, и ученик делает не что иное, как вставляет буквы. Как он их вставляет – это его дело. Известно только, что правила вспоминают так называемые слабые, точнее сказать, доверчивые ученики. Отличники и хорошисты никаких правил не вспоминают, аргументации не ищут – это лишнее, а им вечно некогда. У них совершенно другая психология: они опираются на собственное соображение, поэтому ориентируются по-своему: «красиво-некрасиво», «а как рука подскажет», «должно быть так» – валидность буквы определяют по какой-то своей системе. Но именно это называется умением писать. Грамотность – это
не когда букву вставляют,
а когда образ слова чувствуют.

Внимание к месту неуместно

В написанное с пропуском слово надо вставить букву. Как ни вырисовывай, красиво не получится: таким же шрифтом, цветом написать не сможешь. В русском же языке выбор буквы определяется не самой буквой, а близостью к чему-то или удаленностью от чего-то – разными зависимостями; поэтому повышенное внимание к букве по окончании занятий каллиграфией просто ни к чему. Простой пример вреда букволюбия: как бы мы ни учили связывать постановку запятой со строением предложения, как бы ни отрабатывали навык анализа синтаксической структуры, любой ученик продолжает привязывать знак препинания к букве (и, а, но) или к союзам, имеющим чуть больше смысла, чем буквы. Так уж наш ученик заточен: правила в одном кармане, навык сам по себе.

ЕГЭ: что, где, когда

Ни для кого не секрет, что эрудит и специалист не одно и то же. Широта охвата информации и глубина ее постижения редко пересекаются в одной человеческой голове. Что мы проверяем на ЕГЭ? Широту охвата. Какое может быть требование к ребенку по поводу знания русского языка? Только одно: чтобы он мог писать относительно грамотно.
Хорошо, что в ЕГЭ включено задание на составление письменного высказывания о чужом тексте – о его смысле и стиле. Ведь если человек высказывается грамотно, он знает русский язык. Но непонятно, какое отношение к русскому языку имеют нерусские слова «анафора», «метонимия», «парцелляция» и прочие термины? Эти опосредованные названия, ярлычки, повешенные древними риторами на те или иные случаи необычного (ненормативного) употребления языка, – предмет специальных риторико-поэтических штудий. Когда мы говорим о тропах и фигурах, мы обсуждаем вопрос о том, как следует нарушать правила ради того, чтобы добиться выразительности и глубины высказывания. Инверсия – изменение порядка слов; парцелляция – произвольное членение предложения; метафора – нарушение лексической сочетаемости. Почувствовать стиль, понять смысл текста и выразить это письменно человек может и не имея ясного представления о метафоре или эвфонии (переизбытке какого-то звука, фонетическом повторе). И наоборот: читатель может знать приемы выразительности и находить их в тексте, но при этом ничего не чувствовать (не понимать).
ЕГЭ знания проверяет, а не грамотность. Не способность мыслить и говорить, а готовность к нужным ответам на известные вопросы. Слово ученика ничего не весит, и он не отвечает за свои слова. Что за прелесть: абстрактный ученик пишет абстрактную работу! Он знает, как правильно писать по-русски. Умеет придумывать правильные ответы на вопросы к тексту, даже если его мнение о тексте самое невысокое.
Иначе как новую школьную переменную, воспринять ЕГЭ невозможно.

Людмила КОЖУРИНА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru