Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №30/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N 84 
 

Александр ЛЕБЕДКОВ

Учебная книга по истории: дискуссия продолжается

30 марта на сайте www.mifp.stream.ru cтартовала всероссийская On-line-олимпиада, которую организуют компания «МТУ-Интел» и Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права (ММИЭИФП).

Редактор проекта “Сетевое объединение методистов – в помощь учителю”  и автор 20 учебно-методических пособий по истории Александр Драхлер

Редактор проекта “Сетевое объединение методистов – в помощь учителю”
и автор 20 учебно-методических пособий по истории Александр Драхлер

В конце марта – начале апреля школьный учебник истории стал предметом обсуждения сразу на двух крупных мероприятиях, посвященных школьному преподаванию истории. 30–31 марта в стенах Государственной публичной исторической библиотеки прошла пятая научно-практическая конференция по вопросам преподавания истории. На следующий день, 1 апреля, учителя истории обсудили свои проблемы в рамках Педагогического марафона, проводимого Издательским домом «Первое сентября».
Организаторами научно-практического совещания педагогов уже не первый год являются Межрегиональная общественная организация «Объединение преподавателей истории» (МОООПИ) и журнал «Преподавание истории в школе». Координационным центром мероприятия, как всегда, стал Учительский зал Исторической библиотеки. Очередная встреча преподавателей истории органично сочетала в себе серьезные теоретические рассуждения и обмен конкретным педагогическим опытом. Трудно себе представить, чтобы обсуждение актуальных методических вопросов было возможно без обращения к проблеме учебной литературы по истории. Не явилась исключением и мартовская конференция. Школьный учебник истории не раз попадал в центр внимания педагогов. Ему была посвящена значительная доля сообщений, прозвучавших на конференции. Следует отметить характерную примету последнего времени: обсуждается не только и даже не столько бумажный учебник – все больший интерес проявляется к возможностям мультимедийных пособий по истории. Причем сами педагоги все активнее включаются в разработку учебных компьютерных программ, чувствуя настоятельную потребность в освоении этой коммуникационной сферы, обладающей немалым дидактическим потенциалом.
Несомненно, наиболее известным специалистом в области исторического и обществоведческого интернет-образования уже не первый год является А.Б.Драхлер, редактор сетевого проекта «СОМ – в помощь учителю». На конференции он рассказал о многообразной деятельности исторической секции «Сетевого объединения методистов», в рамках которой формируется база материалов учебно-методического назначения, а также осуществляется информационно-методическая рассылка. А.Б.Драхлер познакомил аудиторию с такими учебными проектами, как «Проживание в эпохе», «Пишем сценарий», «Современники и потомки». Участники конференции узнали немало нового о дидактических возможностях интернет-технологий.
О.В.Иванов (РГПУ им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург) рассказал о типах учебных компьютерных программ по истории и представил свою разработку – компьютерную рабочую тетрадь (КРТ) по истории древнего мира. В отличие от остальных типов обучающих программ КРТ направлена не только на передачу знаний и контроль за их усвоением, но и на формирование у пятиклассников основных программных умений по курсу истории, а также на осознанное усвоение учащимися исторического материала. Своим опытом разработки мультимедийного учебного пособия по истории поделилась московский учитель истории А.Г.Рознатовская. По ее мнению, форма мультимедийного пособия способна пробудить у подростков интерес к изучению истории и к самостоятельной познавательной деятельности. Известный столичный педагог и журналист Л.А.Залесский рассказал о незаменимой роли и о широчайших возможностях компьютерных технологий в преподавании такого предмета, как мировая художественная культура, и представил соответствующий программный продукт.
Впрочем, бумажный учебник не собирается пока сдавать своих позиций. Украинские коллеги российских педагогов Е.И.Пометун (АПН Украины) и Г.О.Фрейман (Киевский юридический институт) предложили собственную концепцию школьного учебника по истории. На примерах глав, посвященных Великой Отечественной войне, были представлены главные принципы построения учебной книги. Основой современного учебника, считают авторы, должны стать разнообразные исторические источники. Сопровождающий их авторский текст обязан выполнять исключительно информативную роль, не становясь при этом главным компонентом книги. Изучение войн в школьном курсе истории, убеждена Е.Е.Динерштейн (Москва), является очень непростым делом. Некоторые современные учебники только усугубляют ситуацию. В них зачастую содержатся крайне тенденциозные и необъективные оценки военных конфликтов. Такое положение дел заставляет учителя постоянно балансировать на тонкой грани между патриотизмом и ксенофобией. Воспитание толерантности на уроках истории участники конференции обсудили на одном из семинаров. А.М.Лебедков (Москва) коснулся в своем сообщении вопроса о связи учебной литературы по истории с формированием толерантного сознания школьников, которое, как считает автор, невозможно без последовательной диалогизации учебника истории.
Проблеме школьного учебника был также посвящен мастер-класс, проведенный представителями «Евроклио», европейского объединения ассоциаций учителей истории. Йоке ван-дер Лееув-Роорд и Хайберт Крюнс рассказали своим российским коллегам о критериях оценки учебной книги по истории, в соответствии с которыми участникам конференции было предложено проанализировать фрагменты английского и немецкого учебников истории.
Мероприятие, состоявшееся в исторической библиотеке, замечательным образом совпало с началом Четвертого московского педагогического марафона, проводимого ИД «Первое сентября». На следующий день после закрытия конференции обсуждение проблем школьного преподавания истории и обществознания получило продолжение на Дне учителя истории. Педагогам представилась возможность встретиться с такими известными авторами школьных учебников, как Л.Н.Боголюбов, Н.В.Загладин, Е.Е.Вяземский, М.В.Пономарев. Представитель издательства «Дрофа» и одновременно один из авторов учебника для 10 класса В.А.Клоков рассказал о планах издательства на ближайшее время и о тех трудностях, с которыми столкнулись сегодня издатели и авторы. Введение ЕГЭ и недавнее появление государственного стандарта привело к реструктуризации курса истории в 10 и 11 классах. С одной стороны, появилась возможность насыщения курса «Россия и мир» фактологическим материалом, что немаловажно в условиях подготовки учащихся к ЕГЭ. С другой стороны, перегруппировка хронологического материала для 10 класса ведет к проблеме учебника для выпускного 11 класса. Этот учебник, видимо, скоро появится в двух книгах, где значительно будет урезан материал по всеобщей истории. Электронные учебники по курсу «Россия и мир» издательство «Дрофа» планирует выпустить в течение летних месяцев.
Издательство «Мнемозина» представляли на марафоне такие авторы, как И.Н.Данилевский, В.В.Сухов, Е.Н.Захарова. Они рассказали педагогам об основных дидактических принципах, в соответствии с которыми были разработаны их учебники. В.В.Сухов обратил внимание на главную, по его мнению, проблему сегодняшней учебной литературы: разрыв между требованиями ЕГЭ и возможностями учебной книги. Учебники формируют знания, а спрашивать на экзамене будут умения, с этим сегодня нельзя не считаться при разработке учебников. Целью авторов стало изменение самой технологии обучения. «Основное усвоить на уроке» – так можно выразить главный принцип, которым руководствовались авторы при конструировании новой линии учебников. Е.Н.Захарова обратила внимание на противоречие между требованиями ЕГЭ и воспитательными задачами истории. Возможно его разрешение с помощью дидактических средств учебной литературы? Этот вопрос остается открытым. Что касается методического обеспечения учебника в условиях единого государственного экзамена, то здесь определенным выходом может стать сочетание трех книг: собственно учебника (для работы на уроке), справочника (для самостоятельной работы учащегося дома) и пособия для учителя.
Три дня школьной «истории» наглядно показали, что учебник был и остается проблемным полем как для самих авторов, так и для большинства педагогов-практиков, многие из которых вполне способны к серьезному самостоятельному творчеству в области учебной литературы по истории.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru