Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №29/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ЭКРАН

Поклонный крест в Бутове
Фильм о людях, чьи жизни оборвались на взлете

Сегодня – о некоторых размышлениях и впечатлениях в связи с собственной сценарной работой в документальном кино. А конкретно – в связи с фильмом «Я к вам травою прорасту…», который мы делали вместе с режиссером Алексеем Колесниковым и молодым оператором Евгением Синельниковым.
В общем-то сценарий в документальном кино – вещь условная. Он чаще всего пишется не до съемок, а параллельно работе над фильмом. Важен не сценарий, а сценарная идея, стоящий за ней жизненный материал, те люди, встречи, неожиданные открытия, что происходят по ходу работы. В данном случае именно так и было.
Началось все с выставки работ Володи Тимирева, открывшейся в ноябре 2003-го, ну уж точно совсем не в выставочном месте – в служебном здании бывшего Бутовского полигона, ныне переданного Московской патриархии. На этом Бутовском полигоне Тимирева в 1938-м и расстреляли. И еще очень, очень многих иных, прекрасных, замечательных людей, таких же безвинных, как и он.
Приступая к работе, мы очень немногое знали и о Тимиреве, и о Бутовском полигоне. Правда, были публикации – в журнале «Вокруг света», в альманахе «Бутовский полигон», со многими переворачивающими душу подробностями. Из прочитанного мы знали, что Тимирев – сын Анны Васильевны Тимиревой, гражданской жены Колчака, заплатившей за свою любовь 39 годами тюрем, лагерей, ссылок, мест жительства под административным надзором. Знали, что к 23 годам, когда оборвалась жизнь Оди (так звали Тимирева друзья и близкие), он уже заявил о себе как талантливый художник. Что многие его работы хранятся в Нукусе, в замечательной галерее, созданной Игорем Витальевичем Савицким, энтузиастом-подвижником, вытащившим из небытия работы многих из тех, кого гнобила и изничтожала советская власть. В общем, казалось, может получиться красивый трагический этюд минут на 26.
Накануне начала съемок познакомились с нашим консультантом, автором публикаций о Тимиреве Лидией Алексеевной Головковой, поразительным, редкостно чистым, подвижнической души человеком, и уже эта встреча показала, что взялись мы за что-то исключительно важное, не потерявшее ранящей новизны, несмотря на немалое уже число картин, рассказавших о репрессиях страшных сталинских лет. Ради расследования правды о Бутовском полигоне Лидия Алексеевна забросила свою профессию художника, всецело посвятила себя изданию альманаха «Бутовский полигон» – сейчас уже вышло 8 его томов. Происходившее там десятилетия назад для нее полно такой же остроты переживания, как если бы это творилось сегодня, с самыми близкими ей людьми. Вот эта степень вовлеченности, сопереживания была для нас камертоном на протяжении всей работы.
Снимали мы многих, и список их по ходу работы все пополнялся. Первым был замечательный скульптор Дмитрий Шаховской, поставивший в Бутове поклонный крест и деревянный храм в память погибших, среди которых и его отец, священник. Потом отец Кирилл Каледа, в недавнем прошлом геолог, чей дед, священник, также покоится в Бутове: только в 1994-м, в день открытия поклонного креста, он узнал об этом, и это определило его путь к принятию сана. Потом Поленова Елена Анатольевна, внучка художника Поленова и сама художник. Это в те времена, когда ее звали Елочкой, к ним в Поленово приезжал вместе с мамой и подолгу гостил Одя: здесь не боялись принимать тех, кто вышел из тюрем, это место было для них «передышкой и светлым пятном в трудной жизни». Это слова Анны Васильевны, написанные в альбоме, где сохранились фотографии юного Оди и тех самодеятельных спектаклей, в которых он играл с другими детьми.
Сняли мы и племянника Анны Васильевны – Илью Кирилловича Сафонова. Это он отвозил ее в 1975-м в больницу, откуда она уже не вернулась. Ему она оставила все свои записи: дневники, письма, пронзительные, полные живого чувства стихи. Это благодаря его публикациям стала известна история ее великой любви – думаю, самого прекрасного, самого трагического романа ХХ столетия. «Но если я еще жива, / Наперекор судьбе, / То только как любовь твоя / И память о тебе…» Увы, Илья Кириллович не дожил до окончания нашей работы – нелепая автомобильная катастрофа унесла его жизнь.
Неожиданное открытие: оказалось, жива та девушка, которую любил Одя, – Наташа Кравченко, дочь прекрасного художника Алексея Кравченко. Быть может, эта любовь и поспособствовала его аресту: мать девушки не без оснований опасалась, что связь ее дочери с юношей, чтя биография подпорчена фамилией Колчака, ничем хорошим не кончится. Наталье Алексеевне ныне уже сильно за 80, она подарила нам сохранившийся у нее дневник, который Одя вел во время экспедиции на Каспий. Теперь строки дневника, проиллюстрированные его акварелями и документальными кадрами, звучат в фильме. Огромное спасибо Татьяне Друбич, прочитавшей за кадром письма и стихи Тимирева, Алексею Серебрякову (письма Колчака), Алексею Гришину (дневник Оди).
С каждой новой встречей фильм разрастался, ломал отмеренные ему границы и в итоге вылился в две 52-минутные части.
Быть может, о Бутовском полигоне мы бы и до сих пор ничего не знали, если бы десятилетие назад ФСБ не легализовало его как место массовых захоронений. Непосредственно занимался этим генерал Михайлов: он и два его бывших подчиненных – полковники ФСБ Кириллин и Левицкий рассказали перед камерой о страшной «фабрике смерти» (именно фабрике – иначе не назовешь), безостановочно работавшей в Бутове. Ныне они в отставке – может быть, потому, что слишком близко к сердцу восприняли порученную им работу по восстановлению памяти репрессированных. Но работу эту они вспоминают как свой звездный час: знали, что делают очень важное, очень необходимое дело.
Через судьбу Оди мы выходили на судьбы десятков и тысяч других, людей очень известных и самых обыкновенных. Господи, сколько жизней здесь оборвалось! Одних только священников и мирян, пострадавших за веру, более девятисот. Из них 268 канонизированы церковью. А еще и множество офицеров, инженеров, учителей, крестьян, рабочих. По чудом сохранившимся спискам подсчитано, что с 8 августа 1937 года по 19 октября 1938 года здесь были расстреляны и захоронены 20761 человек. А что было до и что после – можно лишь догадываться.
Поразительно точный образ нашел режиссер: камера отъезжает от тюремной фотографии Оди, и все пространство кадра оказывается заполненным тысячами и тысячами лиц здесь погибших: это уже целая галактика взывающих к памяти душ. Нельзя их не помнить. Без этой страшной памяти мы – калеки: она нужна, чтобы подобное нигде и ни в какие времена не повторилось.

Александр ЛИПКОВ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru