Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №28/2005

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД N44
СЮЖЕТЫ 

Алексей МИТРОФАНОВ

Страсти по бобрам

Как известно, город Судогда назван по речке Судогде. Когда-то это была основная “транспортная магистраль” и один из основных источников для пропитания. Теперь эта речка – в первую очередь украшение города. И еще исторический памятник.

В 1537 году был издан любопытный документ – Уставная грамота Владимирским бобровникам. В нем значилось: “Ведать этим бобровникам мою великокняжескую службу, бобровую ловлю, ловить им бобров в реке Клязьме от речки Оржавки до реки Судогды, реку Судогду всю и Колокшу всю, что добудут бобров, возить их шерстью, а не добудут бобров, и им давать оброком ежегодно полтретье рубля денег.
Когда они пойдут на бобровую снастью, то мыта с них не берут, также не берут с них мыта и задних колачей, когда они поедут в Москву с бобрами или оброком, человека два или три”.
Это было одно из первых упоминаний о реке. И вместе с тем указ на ее значимость. “Река”, а не “речка”, не Оржавка какая-то. И опять же бобры, великокняжеский промысел.
Была река Судогда и своего рода границей между двумя совершенно разными мирами. Александр Радищев, возвращаясь из ссылки, писал: “До Судогды – песок и безлесье, около Судогды и после – лес. До Новой деревни ехали перелеском”.
И вместе с нем название этой реки – одна из самых интригующих загадок. Вроде как “су” на татарском означает “вода”, и название переводится как “стой воды” или “кругом вода”. Но, разумеется, уверенности в этом нет.
Зато есть, собственно, Судогда, летом спокойная и тихая, а зимой таинственная, вообще на реку не похожая.
И поговорка. “Редька да вода, горе да беда, вот тебе и Судогда”.
Что поделать, судогодцы иной раз бывают пессимистами.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru