Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №26/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N 46 
 

Беседовала Елена КУЦЕНКО

Педагогику сдать и... забыть?

Предмет, в котором главное не теория, а практика

Весна – время подведения итогов не только в школе, но и в вузах. Именно сейчас защищают дипломы и готовятся к госэкзаменам те, кто придет работать в школы уже в новом учебном году. Как готовят их к вхождению в профессию?
В том, что наше высшее педагогическое образование довольно архаично и невнятно, мог убедиться на собственном опыте каждый учитель. И чтобы ситуация изменилась, нужно обсуждать – прежде всего с теми, кто уже работает в школе, – новые подходы к образованию педагогов. Сегодня свои соображения о необходимости перемен в подготовке учителей высказывает Ольга АРИНИНА, преподаватель Владимирского педагогического университета.

– Кто сегодня всерьез озабочен подготовкой будущих учителей? Не в области программ и достаточного количества часов, зачетов, педпрактики и экзаменов, а в такой сфере, как уважение к личности каждого, осмысленное отношение к своим ценностям, умение развивать свои способности?.. А ведь все это мы хотели бы видеть в школьниках. Сотрудничество, эмпатия, гармоничное развитие личности – все это декларируется как ценности, необходимые школе, но откуда им взяться, если студентов в педагогических вузах учат так же, как и много лет назад.
– Наверное, хорошо, что гуманитарные ценности появились хотя бы на уровне деклараций? Есть надежда, что и воплощение их не за горами.
– Боюсь, что без специальной и длительной работы вряд ли. Система ведь создавалась десятилетиями. Логическое мышление – вот и все, что тренируется на протяжении одиннадцати лет школьной жизни. За скобками остаются важнейшие стороны личности – эмоциональная сфера, волевые качества. Даже тело – руки-ноги, органы чувств, желание двигаться – не принимается в расчет, больше того, мешает ребенку в роли ученика. Закончив школу, он идет в институт, где его снова натаскивают на освоение предмета. Вот молодой учитель, освоивший за шестнадцать лет именно такой стиль обучения, когда личность видится лишь через призму отметок, и считает его единственно возможным. Мне довелось однажды услышать в учительской: «Он хороший мальчик, особенно по математике». Кстати, модная нынче профилизация, я думаю, еще больше сузит взгляд школы на ученика.
– Какие перемены в педагогических вузах повлияли бы на эту ситуацию?
– Безусловно, в программе педагогического вуза должно быть представлено максимальное разнообразие педагогических дисциплин, начиная с предмета «Педагогическое мастерство». Однако ими не исчерпывается подготовка учителя. Однажды, будучи уже совсем взрослой, я попала на курсы, где педагогов помимо всего прочего обучали двигаться под музыку, рисовать, петь, мастерить игрушки. И именно тогда я получила самый сильный в жизни толчок к развитию. Мне кажется, что не менее важно в подготовку будущих учителей внести помимо специальных предметов еще и освоение ремесел: учить ваянию, росписи, ткачеству. Это ведь и умение видеть красоту, и преодоление сопротивления дерева, шерсти, глины и неловкости собственных пальцев. Но суть не в освоении еще одной профессии – художника или резчика, смысл заключен в самом процессе, который гармонизирует человека.
– То есть, обсуждая подготовку будущих учителей, нужно говорить не только об изменении программы на уровне убрать-добавить тот или иной учебный предмет, где студент освоит приемы и сдаст зачет?
– Да, к подготовке учителя должно быть принципиально другое отношение. В идеале, войдя в педагогический вуз, мы должны чувствовать особый настрой, атмосферу. Для учителя очень важно иметь осознанную систему ценностей. Ему ведь приходится ежеминутно реагировать на то, что происходит с детьми. Никакие учебники не дадут рецептов на все случаи жизни, и решать в каждой ситуации придется в соответствии со своими убеждениями, нравственными установками. Где, как не в вузе, мы можем привить потребность размышлять о том, что я должен сделать в той или иной ситуации, к чему приведет поступок или сказанное мной слово. Предмета такого в учебном плане быть не может. Зато если каждый преподаватель считает это значимым, он будет при любой возможности обсуждать со студентами педагогический аспект того, что происходит вокруг.
Да и уже существующие учебные дисциплины стоило бы преподавать иначе. Студент слышит на лекции или читает в учебнике: личностно-ориентированное обучение – это… Деятельностный подход – это… Он выучил определения, сдал экзамен. Потом пришел в класс, и что он будет делать? Совсем другое дело, если будущий учитель сам поучится в логике этой системы, почувствует на себе и личностно-ориентированный, и деятельностный подход, и все остальные преподаваемые ему методики. В профессиональном педагогическом образовании складывается парадоксальная ситуация: мы сначала читаем студентам скучные лекции монотонным голосом, а потом сокрушаемся, что учителя не умеют вести уроки вдохновенно и интересно.
– Вырастить хорошего учителя можно из любого абитуриента или в педагогические вузы необходим специальный отбор?
– По крайней мере нужно уделять гораздо больше времени профориентации и профессиональному отбору. Но это происходит или стихийно, или по инициативе некоторых преподавателей. Сейчас у нас проходят вступительные экзамены, и, что меня совершенно сразило, все в письменной форме. То есть преподаватели не имеют возможности не только побеседовать с абитуриентами, но даже в глаза посмотреть будущему учителю. Кстати, при аттестации вуза комиссия что только ни проверяет, по каким только критериям нас ни оценивают, единственное, что не принимается во внимание, – это сколько выпускников вуза стали настоящими учителями.
– Может быть, побольше должно быть педагогической практики, чтобы студент вовремя перевелся на другой факультет или перешел в другой вуз?
– Конечно, практики должно быть гораздо больше, чем предусмотрено сейчас. И не только для профориентации. Если студент попадает в школу только на четвертом курсе, он отвыкает от школы и страшно боится первых дней практики. Мне приходилось слышать на студенческой конференции от студентов, которые лишь три года назад сами закончили школу: «Это другое поколение, мы их не понимаем». Практика должна начинаться прямо с первого курса и проходить в самых разных формах: кружки, продленка, организация праздников. Чтобы после вуза молодой учитель шел в школу как в родной дом, а не с трясущимися от страха коленками, не боялся детей и не делал от этого лишних ошибок. Я предлагаю второкурсникам во время практики написать сочинение «Хорошо ли ребенку в школе?». Для этого они специально проводят в школе два полных учебных дня наравне со школьниками: сидят на всех уроках, выходят на перемены, спускаются в буфет, в раздевалку, делают домашние задания.
– Думаю, подобное задание не помешало бы и многим учителям со стажем, кстати, родителям тоже, чтобы на себе почувствовать, каково ребенку в школе. Но учитель должен проявлять не только сочувствие, но и понимание.
– Именно поэтому среди прочих заданий я предлагаю студентам на практике понаблюдать за детьми. Причем обращать внимание на все: ямочки на щеках, волосы, голос, походка, что ребенок любит. По-моему, именно так, и подчас вопреки тестам и анкетам, можно понять ребенка, почувствовать его. Кстати, интерес к ребенку, стремление строить с ним взаимоотношения должны быть главными критериями оценки практики. А то четверки, пятерки… Да урок на пятерку дать вообще невозможно. Прежде всего нужно оценивать именно эти качества: ярко выраженный интерес к детям, умение налаживать с ними эмоциональный контакт, самостоятельность и инициативность в работе.
– Это скорее личностные качества, а какие профессиональные качества необходимы учителю из тех, что можно получить в вузе?
– Я бы назвала способность к эмпатии, диалогу, сотрудничеству, открытую личностную позицию, педагогический оптимизм, владение педагогической техникой. Способных студентов много, и от вузов во многом зависит, станут ли они хорошими учителями, останутся ли в школе.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru