Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №25/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ


Готовность номер один, или Минус балл за хорошее воспитание
Главный урок при поступлении в первый класс: отвечай не то, что думаешь, а то, что от тебя хотят услышать

У моего приятеля младшему сыну шесть лет. У родителей дилемма: отдавать его в школу через полгода или подождать еще годик? Как поступить? Семья раскололась: мама и две бабушки – за то, чтобы не спешить, мужчины, естественно, за то, чтобы не ждать. Показали ребенка психологу, задав единственный вопрос: готов к школе или нет? Психолог вынес вердикт – не готов. И направил к нейропсихологу для более специализированной и детальной консультации: или не готов, потому что еще не готовился, и тогда – тренинг, или же таково его органическое развитие, и не надо ничего форсировать – только ждать. И специально тренироваться, чтобы поступить на следующий год. Тогда каких же результатов надо добиться за год? В чем преуспеть?
Критериев готовности к школе на самом деле немного: в первую очередь и в основном это набор определенных понятий и навыков, которыми развитый, по мнению психологов, ребенок к 6–7 годам должен обладать. Хрестоматийный пример. Перед ребенком пять чашек, отдельно столько же блюдец, расстояние между чашками и блюдцами одинаковое. Ребенка спрашивают: “Сколько?” Он отвечает: “Пять”. “А чего больше – чашек или блюдец?” – “Одинаково”. После этого чашки расставляют на большем расстоянии друг от друга и снова спрашивают: “Ну а теперь чего больше?” Если ребенок “купится” и скажет, что теперь больше чашек, так как они стали “длиннее”, значит, он путает “большой” и “много”, размер и качество. Вердикт – не готов! Далее – пресловутая моторика. Школьные психологи через одного советуют родителям покупать детям обувь со шнурками, чтобы те непременно сами их завязывали и развязывали. Ну и еще социально-психологическая характеристика ребенка: насколько он адаптирован к жизни “в миру”.
Отбор годности ребенка происходит методом собеседования или тестирования. Конечно, вся эта процедура фильтрации, мягко говоря, некорректна, хотя бы потому, что многие дети волнуются, поэтому иногда вообще ничего не помнят и не могут собраться с мыслями, хотя уже через полчаса дома, в спокойной обстановке, все сделают правильно.
А бывают и сами тесты поразительные. При поступлении в школу мальчик-шестилетка набрал 15 баллов из 16. За что же сняли балл? Он не смог ответить на один вопрос. А именно: мальчику был дан некоторый логический ряд, по аналогии. Итак: “Летает, чирикает, клюет… Правильно – птица. Скачет, лягается, ржет – лошадь. Лежит, мычит, бодается – корова. А идет, жует и разговаривает? Мальчик затруднился с ответом.
– Ну что же ты… Это человек”.
Чуть-чуть помедлив от растерянности, мальчик повернулся к маме и спросил: “Мам, а почему он жует?..”
Итак, у мальчика сняли балл за хорошее воспитание. Ведь ему все время мама с папой и бабушка говорят: “Когда я ем…” А тут еще идет и жует. На улице вообще есть неприлично.
Подобные тесты очень напоминают те, что предлагаются на адекватность в психбольницах.
В этой связи вспоминается своеобразный тест, который проходят в Германии водители, лишенные на время прав за вождение в нетрезвом виде. В народе он получил название “идиотен тест”. С первого раза сдают очень редко. Так в чем же фокус того, что сдать “идиотен тест” так сложно?
Вот, к примеру, вопрос: “Представьте себе, что вы стоите выпивши на улице, а рядом у женщины начались предродовые схватки. Если вы ей не поможете, то она может умереть. Ваши действия?”
Обычные ответы: “Конечно, сяду за руль и спасу женщину. Вызову “скорую помощь” или остановлю такси”. Или варианты подобных ответов. В результате вы не сдали. Потому что правильный ответ только один: “Господин психолог, я даже не могу представить себе такой ситуации, чтобы я стоял выпивши на улице. Потому что я вообще не пью”. И в таком же духе.
Порой наше поступление в школу напоминает этот немецкий “идиотен тест” для недисциплинированных водителей. Главное, чтобы ты ответил то, что от тебя хотят услышать. А для этого научись отвечать на тест. Что ты при этом думаешь, как и кем себя ощущаешь, не важно. Фокус – обмануть и произвести правильное впечатление.
Так у нас получается и в образовании: система оценки знаний и возможностей ведет к тому, что обучение начинает сводиться в первую очередь к их умелой демонстрации.
Сколько говорят об условности результатов, полученных в процессе тестирования, а их все больше и больше. Теперь тест проходят не только при поступлении, но и при окончании.
А почему вообще ребенок должен быть в чем-то специально готов к школе? Почему школа не должна просто открыть двери и впустить всех желающих, честно рассказав о своих особенностях. А уж потом – специализированные классы, право на исключительность и на исключение.
Время пришло – ребенок идет учиться. Не умеет читать – научится, не умеет писать – научится, то же самое со счетом. Почему он должен все это уметь заранее? Чтобы потом пробалбесничать весь год, а то и больше или еще хуже – переучиваться? И вообще в начальную школу ребенок идет не столько за образованием, сколько за первичными навыками, постепенной мягкой социальной адаптацией, плавным переходом от семьи к коллективу.
Для многих родителей, прошедших (кому не повезло) стрессовую советскую начальную школу, основное пожелание к выбираемой школе – безопасность. Но под ней понимается не только аварийное состояние труб или электрической проводки, или критический уровень хулиганов, но и безопасность от учителя. А точнее, если в средней или старшей школе важно, что ребенку дадут – знания, престиж, то в начальной школе – что не отберут. А это в первую очередь психическое здоровье. Поэтому для родителей главный критерий начальной школы (не считая, естественно, территориальной близости) – добрая тетя – классный руководитель.
Кажется, по этой логике родители должны устраивать школам конкурс – какая годится для их ребенка. И если что не так – не ребенок не готов к школе, а школа не готова к такому-то ребенку, потому что не подходит под его стандарты. Но на практике все не так. Отбор тем не менее устраивают школы. Почему? Во-первых, потому, что не могут вместить всех желающих, и это объективный процесс. А во-вторых, многие родители дают слабину и за спиной у детей пытаются договориться со школой не об учебе или безопасности, а об их социальном будущем. То есть, рассматривая школу в первую очередь как карьерную лестницу, выбирая не столько адаптивную, сколько престижную среду для ребенка.
При таком подходе школе выгодно надувать щеки и устраивать конкурс, а родителям ничего не остается, как готовиться к тестам и собеседованию, чтобы хотя бы на первых порах избежать или смягчить возможные психологические и нервные срывы у своего чада.
В этих взрослых играх нет проигравших: одни сохраняют монополию на образование, другие – надежду на перспективу социального успеха у детей. Все в плюсе. Правда, за минусом самого ребенка.

Анатолий БЕРШТЕЙН


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru