Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ДОКУМЕНТЫ N 114 
 

На вопросы отвечал экономитст
Владимир МАЛЮТИН

Наши консультации

В 1976 году я работала старшей пионервожатой в средней школе, а с 1982 учебного года работаю учителем начальных классов. Правильно ли, что Пенсионный фонд исключает из моего педстажа годы работы в должности старшей пионервожатой, ведь эта ставка была в средней школе?

Согласно таблице в приложении № 1 к письму Министерства образования и науки РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 26.10.04 № АФ-947-96 «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году» работа в должности старшего вожатого (пионервожатого) в учреждении образования засчитывается в педагогический стаж работника образования. Поэтому работники Пенсионного фонда должны либо представить обоснование своего решения, либо исправить свою ошибку.

Какие доплаты к заработной плате положены педагогам, работающим в школе-интернате 8-го вида (с умственно отсталыми детьми)?

Педагогическим и другим работникам за специфику работы в отдельных образовательных учреждениях «осуществляется повышение ставок заработной платы (должностных окладов) в следующих размерах и случаях: на 15–20% – за работу в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (отделениях, классах, группах) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (в т.ч. с задержкой психического развития)». (См. п. 6 Письма Минобразования и Профсоюза работников народного образования и науки от 26.10.04 № АФ-947-96.)

Мы живем в Республике Башкортостан. Дети в школе изучают русский язык (как государственный), иностранный язык (по выбору) и родной язык (ученик сам решает, какой язык для него родной). Республиканская власть решила ввести еще один язык для обязательного обучения – башкирский. Объясняется это тем, что башкирский – это государственный язык. Имеем ли мы право отказаться от изучения башкирского языка? Так как мы живем в государстве Российская Федерация, то язык этого государства и будем учить. Никто не запрещает башкирским детям учить башкирский язык как родной. Почему русские, удмуртские, татарские и другие дети должны изучать чужой для них, абсолютно ненужный язык. Он им не понадобится, ведь дальнейшая работа и учеба предполагают знание государственного языка – русского даже в Башкирии. А то что же получается – государство в государстве?

Я специально еще раз посмотрел, как автор письма (родитель, учитель школы) поставил запятую. Получается «чужой для детей» и «абсолютно ненужный (для всех прочих? – В.М.) язык». Я понимаю, что у автора письма и в мыслях не было говорить, что бы то ни было об отсутствии потребности в башкирском языке вообще, но так у него получилось. Мне представляется, что автор письма вступил на скользкую дорожку языковой самодеятельности. Он почему-то решил, что башкирский язык удмуртам (да и русским) в Башкортостане не нужен и не понадобится в дальнейшем. А башкирам в Удмуртии – как? Учить башкирский язык? Смысл изучения другого языка – общение. Если вы обращаетесь к человеку на русском языке, то ожидаете, что вам ответят по-русски; если к вам обратились на башкирском, вы должны бы ответить на башкирском. Если такой цели – общения – не ставить, а фантазировать, какой язык «понадобится для дальнейшей учебы и работы», то придется перейти на наиболее популярный иностранный: сейчас – английский (в американском варианте), при Петре Великом это был голландский, при Пушкине – французский. Да и здесь возникают споры: как писала нам учительница немецкого языка из Рязанской области, у них в городе (по решению родителей) немецкий фактически отменили (не понадобится?), изучают дети только английский. А ведь наша страна это уже пережила! Совсем недавно пренебрежение к «туземным» языкам способствовало разрушению Советского Союза. Ведь начиналось не с тарелки клубники, а с обиды именно за пренебрежение национальными языками. И на развалинах остались полубесправные и безъязыкие русскоязычные. Думаю, что нужно просто исполнять законы (Закон о языках народов Республики Башкортостан принят и действует), а не считаться, чье государство в чьем государстве.

Я директор детского дома с 28-летним стажем, но льготной пенсии до сих пор не получаю, а виной всему служит то, что с 1985-го по 1989 год я избиралась секретарем сельского Совета. В Пенсионном фонде мне отвечают, что эти годы в стаж не входят и льготная пенсия мне не полагается. Так ли это? Могу ли я на что-то надеяться?

Начнем с того, что никакой льготной пенсии по действующему законодательству уже нет. Право, о котором в данном случае пишут наши читатели, теперь формулируется как право о назначении трудовой пенсии по старости до достижения общеустановленного срока выхода на пенсию. Согласно статье 28 Закона о трудовых пенсиях ранее общеустановленного пенсионного возраста такая пенсия может быть назначена лицам, которые не менее 25 лет осуществляли педагогическую деятельность в образовательных учреждениях для детей независимо от возраста лица, которому назначается пенсия. Размер досрочно назначаемой пенсии определяется так же, как для трудовой пенсии в общем порядке. Что тут «льготного»? На что же можно надеяться автору письма? В данном случае перевод на работу секретарем сельсовета педагогического стажа не прерывает, и следует проработать четыре недостающих года на педагогической должности.

Мы, школьные библиотекари, всегда относились к работникам культуры, хотя и работаем в школе, и заработную плату нам повышают тогда, когда повышают оклады работникам культуры. С января 2005 года губернатор Московской области повысил оклады работникам культуры на 195%, а работникам образования – на 100%. Однако централизованная бухгалтерия нашего поселка повысила нам оклады только на 100%, ссылаясь на то, что мы – работники образования, а не культуры. До этого указа было еще повышение зарплаты педработникам, но нам зарплату не повышали, объясняя, что мы не относимся к педработникам; также мотивируют свой отказ повышать нам оклад тем, что библиотека является структурным подразделением школы, а мы – руководители структурного подразделения. Но в этом случае нам положен отпуск 56 дней, а нам говорят, что библиотекарю отпуск полагается продолжительностью 28 дней? Кто же прав?

В учреждениях образования работают лица различных специальностей, относящихся к различным отраслям народного хозяйства. Для того чтобы эти работники не теряли, а совершенствовали свою основную квалификацию, условия их работы в основной отрасли и в системе образования должны быть согласованы. Аналогично нужно согласовывать и системы оплаты труда.
Примерами такого согласования являются постановления о порядке оплаты труда работников библиотек образовательных учреждений – им устанавливается оплата в зависимости от уровня (группы) оплаты руководителей образовательных учреждений. При этом должно быть совершенно ясно, что работающий в школе библиотекарь еще не становится автоматически педагогическим работником. Точно так же библиотекарь образовательного учреждения, оставаясь работником культуры, всех обязанностей сотрудника культурно-просветительного учреждения не исполняет и всеми правами этого работника пользоваться не может.
Поэтому при возникающих у вас вопросах следует выяснить, что написано в постановлении губернатора Московской области. Если зарплата повышалась «работникам учреждений (системы) образования, включая работников школьных библиотек», то бухгалтерия прочитала его неправильно, и вам следует добиваться изменения приказа. В любом случае разъяснения нужно получать в аппарате губернатора.

Директором школы работаю недавно. Прошу дать разъяснение некоторых вопросов, связанных с работой преподавателя-организатора ОБЖ:
– Является ли должность преподавателя-организатора ОБЖ административной? Можно ли привлекать его к административному дежурству?
– Какова продолжительность рабочей недели преподавателя-организатора ОБЖ?
– Какова оплата ставки? Входят ли девять часов нагрузки (уроки) в оплату ставки организатора ОБЖ?

Нет, должность преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности административной не является. В школе административной является только должность директора и (при его отсутствии) назначаемых в установленном порядке заместителей: по учебной работе, по хозяйству и т.д. Однако в пределах своих прав и по производственной необходимости директор школы (или лицо, его временно замещающее) может назначить дежурным с наделением необходимыми правами любого работника, в том числе и преподавателя-организатора ОБЖ.
Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности, как и другие педагогические работники, ведет учебную и воспитательную работу, руководствуясь учебными планами и программами. Заработная плата преподавателю-организатору ОБЖ устанавливается по итогам аттестации. В зависимости от квалификации и опыта работы ему может быть присвоен разряд от 8-го до 14-го ЕТС.
При определении объема педагогической работы следует руководствоваться совместным письмом Министерства образования и науки РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 26.10.04 №АФ-947-96 «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году», в котором вы найдете все ответы на возникающие у вас вопросы.
В частности, преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности должностные оклады выплачиваются при продолжительности рабочего времени 36 часов в неделю. Должностные оклады руководителей выплачиваются с учетом ведения ими преподавательской (педагогической) работы преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности в объеме 36 часов в неделю (пункт 2.11) при общей продолжительности рабочего времени 40 часов в неделю.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru