Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

Я ИДУ С УРОКА
ИЗ-ЗА КУДЫКИНЫХ ГОР

“Буду учить детей, как Зидан забивает штрафные”
Два рассказа начинающего учителя

1 “А”: урок по плану

“Наверное, планы все-таки нужны. Пора научиться себя организовывать, – объясняла я себе назидательно. – Ты работаешь в школе третий год, а до сих пор занимаешься на уроках тем, что захотела за минуту до звонка твоя левая пятка”. И, опечалившись таким легкомыслием, тут же села за планы...

Моцарт и методика

Сосредоточиться я не успела, потому что в дверь постучали. Однокурсник, талантливый пианист, пессимист-философ, рассуждал о гранях и вечном в музыке Моцарта. Мы немного поспорили… Но меня тяготили поурочные планы. О чем я и не замедлила известить.
Он вздохнул, уточнил, мужественно расправил плечи и не допускающим возражений тоном произнес:
– Сыграй им Моцарта.
– Зачем? (Мой пытливый ум меня погубит.)
– Кто, кроме тебя, сыграет им Моцарта? (Ответ, достойный томов Макаренко.)
– Зачем? – упрямо продублировала я. – Понимаешь, должна быть логика развития. То, что я скажу завтра, либо продолжит уже высказанную мною мысль, либо положит начало дальнейшим исследованиям. Ничто, запомни, ничто на уроке не происходит просто так. Любое действие педагога – проекция. Точка во времени. Что я скажу первоклассникам про Моцарта?
Попытка постичь мои педагогические постулаты студентом консерватории была сформулирована кратко. То есть совсем кратко. В трех словах. Эти слова были: “что”, “ты” и “несешь”. Ответ я дала туманный, но безупречный:
– Азы педагогики, – и зачем-то добавила: – Лекции по методике посещать надо.
Излишне уточнять, что никаких планов я в тот вечер не написала. Более того, уже отлавливая перед уроком нужных мне первоклассников (сортируя по принципу “ученик 1 А” и “ученик не 1 А”) в коридоре, чтобы увести их к себе в зал, я лихорадочно рылась в памяти в поисках игр, песен и стихов – и ничего придумать не могла. И даже левая пятка предательски молчала. В те минуты Штирлиц, как никогда, был близок к провалу.

Ты будешь... репкой!

И вот первоклассники сидят передо мной преданно и чинно, и в глазах у них читается потребительское: “Где чудо? Давай чудо!”
Сдержав рыдания, я покаялась детям, что не готова к уроку. А не готова потому, что… Потому что один знакомый, режиссер детского музыкального театра, попросил меня написать музыку к сказке про репку, чем я и занималась весь вечер – долго и безуспешно. (Ну да, ну да, как дети врут, чтобы избежать наказания и вообще лишних проблем; а кое-кто даже опоэтизировал: “Нас возвышающий обман”.) Возвысившись над собственным обманом, я объявила, что первыми слушателями музыкальной сказки про репку станут ученики 1 “А”.
Но нам нужны актеры! Вспомнили сказку и посчитали актеров. Шесть аккуратных девочек и мальчиков, обалдев от свалившегося на их головы артистического счастья, делят роли Дедки, Бабки, Внучки, Жучки, Кошки и Мышки.
В углу рыдает Тимошкин: “Я чужой на этом празднике жизни!” (В его устах это выражается формулой “Я хочу тоже!”.) И тут я проявляю, возможно, невиданную доселе изобретательность и кричу, осененная свыше: “Саша! Не плачь! Ты будешь… репкой!!!” Вряд ли Михалков, получая “Оскара”, был более счастлив, чем Саша Тимошкин в роли репки, которую “тянут-потянут, а вытянуть не могут”!!!
Я не знаю, какое из умений импровизировать оказалось нужнее мне в тот момент. Выходил Дед (я фантазировала на тему “Балета невылупившихся птенцов” Мусоргского), дети кричали: “Нет! Что вы! Это не Дед, это стрекоза какая-то!” И музыку мы (я? нет, мы) сочиняли, как составляют фоторобот – быстрее, тише, выше, страшнее, задорнее…
Я пыталась сформулировать какие-то выводы, проанализировать реакцию детей, их восприятие музыки и владение средствами выразительности… Ничего этого я не успела, потому что репку-Тимошкина атлетически сложенные Бабка и Жучка нечаянно вытащили раньше, чем конфликт овоща и личности успела разрешить отличница-Мышка, потому что у Кошки в кульминационный момент развязался бант на левой косе… И еще по тысяче причин.
И вместе с торжеством человеческого (то есть мышиного?) разума канула в Лету мысль о бессмертном тематическом планировании...
Удачно проведенный урок, как и удачно рассказанный анекдот, лучше не повторять. Но “Сказка про репку” – единственное исключение из правила, которое я знаю. Третий год я возвращаюсь к случайно найденному в первом классе сценарию урока (итого 6 репок) и не замечаю ни усталости, ни однообразия, ни той отшлифованной накатанности, которая любую, даже самую замечательную идею превратит в тошнотворный и унылый арт-проект.
И не спрашивайте меня, где тут логика развития. Я тоже пропускала лекции по методике.

6 “А”: план по уроку

В своей нелюбви к планированию я однажды дошла до крайней противоположности – замуровалась в классе после урока в 6 “А” и посекундно расчислила в тетради:

9.20 – 9.25 – рисовала клавиатуру в Светином дневнике;
9.25 – 9.30 – попыталась спеть с ними “Ночной дозор”, но голос пропал;
9.30 – 9.33 – агитировала “петь так, как Зидан забивает штрафные”;
9.33 – 9.36 – объясняли друг другу, кто такой Зидан;
9.36 – 9.37 – рассказывала анекдот;
9.37 – 9.38 – Ксеня рассказывала анекдот;
9.38 – 9.39 – Света рассказывала анекдот;
9.39 – 9.40 – Костя рассказывал анекдот;
9.40 – 9.44 – Костя, Руслан и два Алексея (Игоревич и Олегович) исполнили “Ночной дозор” на бис;
9.44 – 9.48 – выставляла четвертные;
9.48 – 9.50 – ели пирожные, которые испекла Эмилина мама;
9.50 – 10.00 – играли в “Два рояля”;
10.00 –10.05 – рисовала клавиатуру в Катином дневнике;
10.05 – 10.10 – Катя и Света пытались сыграть “Профессионала” Морриконе на рояле.

Все это я переписала дома в дневник и спрятала подальше. Подобных экспериментов больше не повторяла – не было потребности. Но этот “план” остался. Я иногда перечитываю его… и в очередной раз поражаюсь тому, что это все-таки постоянная рефлексия – мои дети и мои уроки. И тому, как много говорит мне хотя бы точка, разделяющая два числа – 9.20. 9.20 – второй урок. Второй урок – значит, за окном уже светло. Второй урок – прелюдия к первой пятнадцатиминутной перемене.
И я вспоминаю…

“Уматурман”

Света – большая удача шестого класса, умная, разносторонне увлеченная девчонка. “Ночным дозором” я обязана Светке. Весь класс уже посмотрел фильм, прочитал книгу и распевал “Уматурман” на всех переменах.
В понедельник мои талантливые шестиклассники исполнили мне этот шедевр нашего времени, а к среде я решила сделать им сюрприз. Списала слова из Интернета и весь вторник учила. Иду по Кузнецкому Мосту и под недоверчивые взгляды и саркастические комментарии прохожих декламирую: “И понял Антоха, что поступил плохо, и то, что развела его колдунья, как лоха…” Что вы хотите, времени учить это дома не было вообще.
В среду, готовая к премьере, прихожу на урок. Подходит ко мне Света, протягивает свиток (в буквальном смысле), а там… все слова “Ночного дозора”, без исправлений (переписывала несколько раз), с картинками фломастером. И говорит: “Я вчера легла спать и вдруг вспоминаю, что вам же слова написать хотела! Вскочила и давай рисовать! А мама думает, что я сплю давно, и не ругала!”
Коллеги! Мне удалось справиться с приступом самолюбия. Я промолчала. Я поблагодарила. И приберегла свой энтузиазм до следующего раза. Детское внимание показалось мне в тот момент важнее демонстрации собственных способностей. Я не права?..
Едем дальше.

Зидан

Разговор о Зидане и вовсе случайно образовался. Накануне приятель, однокурсник (куда более перспективный, чем тот, что советовал сыграть детям Моцарта), в необременительной беседе за жизнь обронил фразу “жить надо так, как Зидан забивает штрафные”. Речь шла о способности проживать жизнь ярко и полноценно, получая максимум удовлетворения от каждого мига.
Не знаю, почему три-четыре равнодушные физиономии в классе сподвигли меня на цитату, но суть спора, не относящегося на первый взгляд к учебному процессу, я шестиклассникам передала.

Анекдоты

Один из анекдотов, рассказанных в тот день детьми, я помню до сих пор.
В рай попадает человек. Апостол спрашивает у него:
– Кто ты, сын мой?
– Российский футболист, – отвечает вновь прибывший.
– Как же тебе удалось попасть в ворота? – удивляется апостол.

“Два рояля”

Это беспроигрышный ход на случай заполнения неистраченного времени. Игра любима всеми детьми – с третьих по шестые. Благодаря тлетворному влиянию телевидения она может продолжаться бесконечно.
Суть проста: дается любое слово, и команды по очереди называют песни, в которых это слово встречается. Я играю. Все поют. И всем хорошо и весело.
Как-то в 3 “Б” я загадала слово солнце. Ну, они, конечно, вспомнили и “Солнечный круг”, и “Зайку мою” (“Солнце мое, я твой лучик”), и “Оранжевую” (“Только солнце в этот миг ярче заблестело”), и “От улыбки солнечной одной”, и даже “Лелик, солнце”…
Наступает самый волнующий момент: мысли исчерпаны, в одной команде зреет торжество победы, другая нервно шевелит губами, изобретая непроизносимые словосочетания…
Хитрый тихоня Артем (новенький) подходит ко мне и шепчет на ухо, что “песню-то он зна-ает, но команда ее спеть не смоожет, потому что песню эту способен исполнить один лишь Артемов дедушка”. Я ему отвечаю, что дедушка не является членом команды, а потому Артему придется отдуваться одному. Он задумывается на секунду, согласно кивает. Слышу: “Спят курганы темные, солнцем опаленные…” Признаюсь, я была растрогана.

“Профессионал”

“Профессионал” пришел на смену “Бременским музыкантам”. Два года назад мои маленькие пианисты осваивали втроем за одним роялем незатейливую мелодию, а теперь им подавай хиты зарубежного кинематографа.
Из-за этого “Профессионала” я не успела съесть сардельку в буфете, мастер-класс потребовали уже на перемене. Хотя… пирожные Эмилиной мамы, пожалуй, стоили буфетной сардельки.

...Возвращаясь из того осеннего дня в суровую незапланированную реальность, я каждый раз задаю себе три вопроса:
1) Что было бы, если бы я планировала тот урок?
2) Зачем мне эти методические расследования?
3) А что этот урок дал детям?
Не ждите никаких дельных выводов – они еще не пришли в мою голову. Я совсем не уверена в том, что всё делаю правильно. Но – пока меня никто не убедил в обратном – я буду слушать “Уматурман”, буду разрисовывать детские дневники, буду делиться с друзьями школьными проблемами, буду игнорировать школьные звонки и пожирать пирожные на уроке.
Одним словом, буду учить детей так, как Зидан забивает штрафные.

Наталья ЗЛОБИНА,
студентка Консерватории
и учительница музыки


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru