Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

Попробуй себя как учитель и как ученик
Этапы взросления творческой школы

wpe4DB.jpg (55326 bytes)

Формально урок – это предметное занятие под руководством или присмотром учителя. Но урок лишь одна из составляющих образовательного пространства Школы самоопределения. Да и сама идея урока в нашей школе за пятнадцать лет ее существования сильно изменилась…

Погружаемся…

В первые годы работы школы мы увлеклись уроками-погружениями. Погружались буквально во все: в историю и словесность, математику и физику, в естественные и общественные науки. Мы учились так выстраивать урок, чтобы непрерывно побуждать ученика находить в любой учебной информации личностный смысл.
Если так можно сказать, это были авторские погружения. Причем их авторами становились и ученики, и учителя. Конечно, учитель больше осведомлен в культурной конкретике, но, увлекаясь творением урока-погружения, он переставал требовать от ребят нормированное учебное знание. Дети могли не знать, кто такие художники-передвижники, но зато не боялись высказывать свое мнение по самым разным поводам. Например, о том, что они чувствуют, рассматривая картину Шишкина “Утро в сосновом бору”.
“Школа в этом возрасте совсем не обязательно должна давать конкретные знания, – писал в 1996 году директор Школы самоопределения А.Н.Тубельский, – больше она должна побуждать к пробе себя, к желанию анализировать, высказывать разные гипотезы, собственные версии”.
Школа в этом возрасте... Истолковать эту фразу можно двояко. Это и про возраст детей, и про возраст самой школы. В то время среди учительства происходил пассионарный подъем. Почти все были готовы творить, выдумывать, работать не так, как работали раньше… но и не так, как это делают другие. При отсутствии давления и контроля сверху в нас стал исчезать дух раболепия.

Рождение команд

Позже в школе начали появляться команды. Но не спортивные, а так называемые команды учебных параллелей. Ведущая школьная идея – “попробуй себя и как учитель, и как ученик”, – воплощавшаяся раньше в уроках-погружениях, обрела более тонкую форму. Может быть, столько команд появилось потому, что все учителя захотели стать авторами своей школы. Не каждому дано быть директором, уметь улаживать дела с департаментом образования, финансовой и прочими инспекциями. А вот попробовать осуществить свою идею начальной, средней или старшей школы “под крылом” у своего же директора – об этом можно только мечтать!
В авторские концепции параллелей, этаких маленьких школ в школе большой, удивительно органично вписались авторские предметные курсы. Большинство из них было написано броско и кратко, как плакаты окон РОСТа. Но никто и не требовал расписывать подробности, всех устраивал и черновой вариант. Работа команд была энергичной, заседания бурными, но плодотворными. Жаль, что никто из нас не защитил на том материале кандидатской или докторской. Может, еще не поздно, но самый жар уже ушел.

Как научиться делать то, что хочешь сделать

Еще до появления команд Дмитрий Иванов – психолог, методолог и в то время заместитель генерального директора по науке – восторгался уроками Елены Ельсуковой. Она никогда не давала своим ученикам алгоритма: как делать то, что хочется сделать.
“Дети долго, мучительно разбираются в этой ситуации… учительница их интригует, ограничивает время заданий, ставит рефлексивные вопросы”, – описывал Иванов урок Ельсуковой.
Как делать то, что хочется сделать? Это стало следующим этапом взросления авторской школы, которая к тому времени уже называлась «Научно-педагогическое объединение “Школа самоопределения”». Тогда мы стали переходить от формирования учебно-предметных умений школьника к формированию умений универсально-деятельностных. Того, что позволит ребенку реализоваться в жизни. Иными словами, начали делать то, что впоследствии было названо компетентностным содержанием школьного образования.
Нельзя сказать, что эта идея выросла исключительно из практики команд. Просто существовала острая потребность реформы содержания образования. И поэтому тезис А.Тубельского: “Задача педагога – создать в школе условия для выращивания и осознания детьми своего способа действия в познании, освоении образовательных областей” – был воспринят учителями как абсолютно естественный.
Педагоги команд и научные сотрудники НПО совместно определили ключевые универсальные умения: познавательные, деятельностные и коммуникативные. И мы стали придирчиво изучать свои собственные уроки: где и каким образом мы “переводим учебно-предметные умения в универсальные”, создаем условия для “выращивания и осознания детьми своего способа действия в познании”?
Вот какие основные шаги выделила учитель математики Наталья Антохина:
“1. Создание учеником личного поля вопросов. Организация поиска ответов.
2. Обучение элементам исследования – поиск закономерностей, выдвижение версий.
3. Применение и использование в предметной области. Поиск других областей, ситуаций, где применяются предметные умения, умение находить закономерности, выдвигать версии.
4. Самооценка”.
Рефлексию в конце учебного занятия мы стали организовывать более тонко. Раньше мы просто собирали бумажки с ответами на вопрос: “Что нового ты сегодня узнал про себя?” или “Что показалось самым интересным, что зацепило?”. А теперь нам стало интересно выявить тонкости и детали того, как дети “осознают свой способ действий в познании”. Появились целые опросные простыни, в которых ученику нужно было выделить то, что у него получилось из задуманного на уроке учителем.

Истина в несовершенстве

Мы всегда считали свою школу демократической. Выборы, совет школы, суд чести...
“Здесь все обсуждается и решается совместно, ответственность берется добровольно. Если есть лидер – хорошо, но если его нет – еще лучше, ведь школьное сообщество должно создавать условия, чтобы каждый стал инициативным и неравнодушным. Здесь меньшинство не подавляется большинством, все споры и разногласия разрешаются путем соглашения и договора. Здесь ситуация выбора – универсальная образовательная ситуация” – так описывает демократическую школу Ната Крылова, редактор одноименного журнала.
Но однажды в педагогическом словаре Школы самоопределения появилось новое словосочетание – демократический урок. Казалось бы, его появление впрямую проистекает из общего школьного уклада. Но что из этого уклада годится для демократического урока как особой учебной формы? Наверное, выбор, договор… А что еще?
В какой-то момент мы поняли, что с этой идеей не все до конца понятно. Но, может быть, здесь и невозможны универсальные, принимаемые всеми установки. Важнее то, что мы научились строить уроки как открытые образовательные пространства, формировать у школьников предметные умения и переводить их в умения универсальные. И самое главное, мы делаем все это авторски, всякий раз заново создаем форму урока, пусть он и получается от этого несовершенным. Но, может, в этом несовершенстве и есть истина?

Евгения СОКОЛОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru