Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N 83 
 

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Не конкуренты, а партнеры

В Федерации Интернет Образования в марте состоялся круглый стол «Проблемы педагогической периодики», в котором приняли участие издатели и журналисты.
За последнее десятилетие количество изданий педагогической прессы увеличилось в несколько раз, а тиражи многих из них резко снизились.
Это относится не только к «новичкам», но и к тем газетам и журналам, которые выпускаются в течение многих лет и хорошо известны широкому читателю. К числу таковых относится журнал «Семья и школа», который в советские времена издавался многотысячными тиражами, а теперь едва сводит концы с концами, несмотря на то, что на его страницах освещаются актуальные темы – такие, например, как защита прав детей.
Одна из основных проблем состоит в том, что в силу своей специфики педагогические издания, за редкими исключениями, не распространяются в розничной торговле, в то время как у школ нет денег на подписку или же их явно недостаточно.
После того как в середине 90-х годов функции по обеспечению школ учебной литературой были переданы с федерального на региональный уровень, в дотационных территориях – а их подавляющее большинство – затраты по закупке учебников переложили на родительские плечи, точнее, кошельки. Финансирование этой важнейшей задачи осуществляется по схеме: 85% – за счет родительских средств, 15% – за счет бюджета. В более благополучных регионах, где основные расходы берет на себя бюджет, государственная политика направлена на комплектование фондов школьных библиотек исключительно учебной литературой, а на педагогическую периодику, как правило, не выделяется ни копейки.
В то же время интерес учителей к профессиональным изданиям огромен, и в этом участникам «круглого стола» видится одна из главных предпосылок успешного развития.
По словам ведущего редактора интернет-программ Федерации Интернет Образования Тамары Малых, именно на страницах педагогических СМИ учителя могут найти ответы на волнующие их вопросы: о реформе школы, о том, как выживать в новых экономических условиях, как организовать воспитательную работу и учебный процесс. Немаловажно и то, что в эпоху стрессов и страстей образовательные газеты и журналы в отличие от всех остальных несут в себе позитивную информацию. Многие педагогические журналы можно перечитывать через много лет, потому что в них освещаются вечные темы.
Среди отрицательных факторов помимо нехватки средств участники обсуждения отмечали недостаток информации, слабый маркетинг и разрозненность образовательных изданий.
Действительно, сведения о педагогической периодике зачастую не доходят до адресата: полной базы педагогических СМИ нет даже в образовательном портале, и решить эту задачу вызвалась Федерация Интернет Образования, которая имеет сайт в Интернете – www.fio.ru.
Интернет – самый демократичный из всех современных каналов связи, его ресурсы можно использовать широко и многогранно: например, устраивать разного рода акции – от таких традиционных, как форумы и виртуальные мастер-классы, до спектаклей и выпускных вечеров, как это делает, например, журнал “Вопросы Интернет-образования”.
Не грех позаимствовать полезный опыт у коллег по цеху – издателей учебно-методической литературы, которые за последние годы достигли больших успехов в продвижении своей продукции на рынке. С этой целью они устраивают выездные семинары в регионах, выставки-продажи, различные рекламные акции, которые проходят в рамках крупных региональных мероприятий.
Нельзя пренебрегать и ресурсами печатных СМИ: как отмечали участники «круглого стола», педагогические издания должны преодолеть стереотипы в собственном сознании и относиться друг к другу не как к конкурентам, а как к партнерам, испытывающим аналогичные трудности.
Итоги встречи оказались неожиданными – участники обсуждения предложили создать при Федерации Интернет Образования «Клуб педагогических изданий», который практически сразу заработал. Была принята программа действий из нескольких пунктов:

На портале ФИО было решено открыть специальную рубрику – каталог педагогических изданий, где редакции смогут подробно описать свои газеты, журналы, электронные издания, размещать избранные статьи и образцы номеров.
На портале ФИО открыт специальный форум «Клуб педагогических изданий», где члены нового сообщества публикуют свои предложения для его поддержки.
Издания для школьных библиотекарей для более качественной консультационной работы с педагогами при организации школьной подписки готовы предоставить полосы своих газет и журналов для дайджестов и аналитических обзоров педагогической прессы.
Коллектор учебных изданий «Бибком» готов выпустить специальный каталог «Педагогическая пресса» для библиотек в рамках деятельности клуба.
Было предложено ежегодное проведение «Дня подписчика», для стимулирования подписных кампаний и помощи в организации благотворительной подписки на лучшие педагогические издания школьным и публичным библиотекам.
Рассматриваются предложения об организации общих стендов педагогических СМИ на выставках и конференциях.
Организация выставочных стендов педагогических СМИ в детских и педагогических библиотеках.
Рекламирование каталога педагогических изданий среди организаций, проводящих подписные кампании в странах ближнего зарубежья, и проведение акций для снижения стоимости подписки в этих регионах. Проведение рекламных кампаний среди диаспор дальнего зарубежья.
Поднимать на страницах изданий – членов клуба важные социальные проблемы по вопросам образования и воспитания через проведение одновременных информационных акций, используя апробированную технологию организации «круглых столов» в Федерации Интернет Образования, таких как проблема детского чтения в России.
Было решено вести переговоры о создании единого рекламного социального блока для педагогической прессы.
Было принято решение об информационной поддержке социальных акций, конкурсов для развития российской системы образования и культуры.
С большим энтузиазмом было принято предложение продолжить обсуждение и обмен опытом об успешных технологиях наиболее динамично развивающихся изданий.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru