Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2005

Третья тетрадь. Детный мир

ТЕОРЕМА СОЦИУМА

Если верить официальным данным, скинхедов, то есть бритоголовых парней, исповедующих нацистскую идеологию, в нашей стране тысяч тридцать. Хотя еще недавно речь шла о десяти...

«По признакам национальности, языка, происхождения»
Об одной статье Уголовного кодекса, которая не находит себе применения

Современное российское законодательство содержит несколько норм, призванных обезопасить общество и политический строй от «угрозы справа».
В действующий Уголовный кодекс включена статья 282 «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». Она предполагает широкий спектр наказаний, от штрафа до лишения свободы сроком до двух лет, для любого, кто публично возбуждает ненависть или унижает кого-либо по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, религии или принадлежности к какой-либо социальной группе.
В 2002 году 282-я статья была дополнена статьями 282-1 и 282-2. В первой идет речь об организации экстремистского сообщества – в грубом приближении сюда относятся шайки бритоголовых подростков. Наказание – от штрафа до 6 лет лишения свободы. От наказания по статье освобождаются те, кто покинет экстремистское сообщество добровольно. Во второй говорится уже об «организации деятельности экстремистской организации», то есть о создании некоего общественного объединения, например, партии. Наказание – опять-таки от штрафа до 5 лет тюрьмы.
Обе статьи введены в УК после принятия Федерального закона № 114 от 27 июля 2002 года «О противодействии экстремистской деятельности». В законе впервые законодательно определено понятие экстремизма.
Тем не менее ряд экспертов считают, что в российском законодательстве так и не появилось четких формулировок, позволяющих, к примеру, пресекать пропаганду нацизма и не нарушать при этом конституционных принципов политического плюрализма и свободы слова. Границы, в которых к «ультрас» может применяться уголовное преследование, пока еще не определены – в связи с этим «хромает» и практика правоприменения. Зачастую 282-я статья демонстративно применяется в случаях, которые вполне охватываются иными нормами УК (к примеру, в делах о самом обыкновенном хулиганстве или оскорблении). И не применяется тогда, когда в этом есть прямая необходимость (на слуху многочисленные попытки столичного милицейского начальства прикрыть политически нейтральными составами самые вызывающие нацистские выходки). В итоге существующий набор норм подвергается критике с обеих сторон. Часть экспертов полагают, что в нынешнем виде нормы эти могут превратиться в орудие подавления любого инакомыслия, поскольку «размытые» параграфы Закона «О противодействии экстремистской деятельности» легко можно подвергнуть произвольно расширительному толкованию. Другая часть экспертов полагают, что законодательство, напротив, не дает развернуться правоприменителям. Все критики сходятся в том, что корпус антиэкстремистского законодательства надо расширять, не забывая об усилиях по формированию соответствующих установок в общественном сознании.
Этому последнему пункту до начала 2005 года была посвящена даже специальная Федеральная целевая программа – ФЦП – «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». ФЦП была принята в 2000 году и обходилась в 25 млн руб. в год. Но 18 июня 2004 года кабинет министров счел необходимым прекратить ее финансирование.
Между тем статистика применения 282-й статьи УК весьма скромна.
По данным Генпрокуратуры, в 2001 году было зарегистрировано всего 32 преступления на национальной почве. В суд направлено 6 дел.
В 2002 году зарегистрировано 74 преступления, дел в суде – 19.
В 2003 году зарегистрировано 72 преступления, до суда дошло 11.
Правозащитники полагают, что официальная статистика в десятки, а то и в сотни раз занижена, поскольку отнюдь не все преступления этого рода попадают в поле зрения правоохранителей. Следствие часто некачественно, а суд излишне снисходителен. Известны, в частности, абсурдные случаи освобождения обвиняемых нацистов от ответственности в связи с 55-летием Победы.
Сами правоприменительные органы оправдываются тем, что соответствующая норма долгое время была просто декоративным элементом тогда еще советского законодательства и применять ее просто пока не научились. В свое оправдание органы правопорядка приводят несколько показательных процессов, завершившихся весьма суровыми приговорами, которые должны будут иметь воспитательное значение. В частности, в январе 2005 года в Саратове была осуждена группа молодых людей, из «ненависти по национальному признаку» убивших аварского строителя, который прожил в Саратове 23 года. Двое убийц получили по 13 лет колонии строгого режима, еще двое – по пять с половиной лет тюрьмы. Их малолетний подельник отделался 6 годами воспитательно-трудовой колонии.

Михаил ЛЬВОВ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru